Главная / Издания / Чёткая позиция

Чёткая позиция

Чёткая позиция
17 июня 2014

Татьяна ЛИСИНА

МК в Саратове

№25 (877) 18.06.2014

Игорь БУТМАН: «Если ты не на инвалидности, ты должен любить и хорошо работать»

Критики называют его первым джазовым музыкантом мира. Сколько раз этот народный артист России выступал перед саратовской публикой? Его поклонники уже сбились со счёта. Тем не менее арт-клуб «Черчилль» и концертное агентство «Триумф» не прогадали, что снова пригласили в наш город знаменитого саксофониста.

— Вы часто бываете в Саратове. Что вам нравится в нашем городе, а что в нём вам хотелось бы изменить?

— Мне очень нравятся люди, которые приходят на наши концерты.
Мне вообще нравится желание людей послушать хорошую музыку, ходить на концерты… Замечаю, что город становится краше. Дороги потихоньку приходят в хорошее состояние. Люди одеты красиво. Имеют хорошее настроение. Поэтому надо продолжать делать то, что делается. И что-то надо только улучшать.

— В один из ваших приездов в Саратов вам подарили хрустальный саксофон. Он сохранился у вас до сих пор? На нём можно играть или это только красивый макет музыкального инструмента?

— Он лежит у меня дома. Но это не инструмент, а просто красивое произведение искусства. Поэтому я храню его. И люблю. Смотрю на него, и он вызывает у меня хорошие чувства.

— В мире и у нас в России интерес к джазовой музыке сейчас растёт или постепенно ослабевает?

— Судя по нашим концертам, судя по нашим выступлениям, конечно, растёт. По-моему, проявляется интерес не только ко мне, но и к музыкантам, к моим коллегам. Когда американские джазовые музыканты приезжают в Россию, к ним наша публика тоже проявляет интерес. Замечательная молодёжь и выступает, и ездит. Появились амбициозные ребята. Всё это очень здорово, и интерес к джазу растёт.

— Патриархом советского джаза считается Александр ЦФАСМАН. Вы согласны с этим?

— Да, он один из патриархов. Были и такие столпы, как Георгий ГАРАНЯН, Олег ЛУНДСТРЕМ, Борис ФРУМКИН. И Алексей ЗУБОВ. И Леонид ЧИЖИК, который до сих пор жив. Леонид ГОЛОЩЁКИН. Они чуть помладше, чем Александр Цфасман. У УТЁСОВА тоже в оркестре были замечательные музыканты. Но, конечно, Цфасман — выдающаяся личность. Он один из великих. Нельзя сказать, что он — единственный. Геннадий ГОЛЬДШТЕЙН. Лацци ОЛОХ. Вадим РУДВИКОВСКИЙ… Великанов много, сейчас всех и не вспомню.

— А кого из молодых джазовых музыкантов вы могли бы назвать перспективными?

Павел КОРЧАГИН, наш басист, очень перспективный. Молодые музыканты, такие как Пётр ВОСТОКОВ, Азак БАЯЗИТОВ, Илья МОРОЗОВ, Евгений ЛЕБЕДЕВ (пианист), Алевтина ПОЛЯКОВА (солистка, саксофонистка). Все эти музыканты, на мой взгляд, перспективные. Если они будут делать то, что делают, если они останутся такими же преданными музыке, как сейчас, то у них всё получится. Надеюсь, что им повезёт в жизни и они найдут своего зрителя, найдут свои хиты и будут очень здорово выступать и в России, и за рубежом.

— Ваш брат Олег БУТМАН тоже известный джазовый музыкант. У вас, видимо, в своё время не случайно пробудилась любовь к джазу?! Как это произошло?

— Ну, это пробудилось в семье. Мы выросли в музыкальной семье. Папа был джазовым барабанщиком. И вечером он всегда играл на работе. Играл на свадьбах, на джазовых концертах. Так что от отца нам досталась любовь к джазу. А от дедушки — любовь к классической музыке. Не будучи поклонником джазовой музыки, он тоже очень ценил мастерство джазовых музыкантов, ценил талант. И тоже поддерживал все наши начинания.

— Он был рад, что вы пошли по джазовому пути?

— Да.

— Какая ваша любимая опера?

— Это «Евгений Онегин».

— Это лучшая опера в мире?

— Я думаю, что да. Ещё мне нравятся оперы МОЦАРТА и ВЕРДИ.

— По-вашему, на концерты джазовой музыки приходит та же публика, что и на концерты классической музыки, или это совсем другие люди?

— Ну, они где-то пересекаются. Не могу сказать, что та же самая. Но я надеюсь, что на джазовую музыку, так же как и на классику, ходят достойные, интересные люди, которые могут абсолютно спокойно любить и рок-музыку, и поп-музыку, ну и, конечно, не обделяют своим вниманием джаз и академическую классическую музыку. Это люди, читающие хорошую разнообразную литературу. Смотрящие хорошие фильмы. Интересующиеся. Поэтому я знаю людей, которые блестяще знают и поп-музыку, и рок-музыку, и классическую музыку, и джаз.

— Писатель родом из Саратова Алексей СЛАПОВСКИЙ однажды сказал, что ему не нравится душевный вектор нашего общества. А что бы вы сказали на сей счёт?

— Люди вечно жалуются на что-то. Люди вечно считают, что вектор не тот. Что молодёжь не та. Общество не то. Но общество — оно ведь не меняется, в нём остаются одни и те же привычки. Меняются только технологии. Идёт прогресс. Появляются новые вещи, которых мы не знали. Ещё несколько лет назад мы не знали, что могут быть мобильные телефоны. Что могут быть планшеты. Если бы нам сказали, что такое может быть, мы бы не поверили. Мы бы смотрели фантастические фильмы и думали, что такого никогда не будет. Но сейчас всё это есть.

— А при этом вы не ощущаете нравственной деградации человеческого общества?

— Нет. Мы больше придаём значение материальным вещам. Стало гораздо больше информации. Мы понимаем, что в этом есть стороны и светлые, и тёмные. Но как-то мы о тёмных сторонах узнаём больше. Раньше информация шла только из книг и газет, потом — из радио, а сейчас всё затмил собой телевизор — огромное количество каналов, миллионы интернетовских каналов. Миллионы всяческих изданий, которые стараются вызвать самые низменные интересы у определённой части общества, чтобы знать какие-то не самые лучшие подробности из жизни самых разных людей. Но я думаю, что такие интересы были и до всех этих коммуникаций. Просто мы о них не знали. Конечно, есть что-то плохое. Но оно компенсируется чем-то хорошим. Современные технологии. Возможности проникнуть в такие вещи, о которых ты даже не мечтал. Можно прочитать в интернете о своих предках, узнать о них то, чего ты не знал. Об истории страны, об истории писателей, об истории книг. Увидеть какие-то архивные записи, которые мы даже не мечтали увидеть, а сейчас в Ютуб заходишь и видишь концерты любимых музыкантов.

Так что в этом плане мы что-то потеряли. Но что-то и приобрели.

— А как вы смотрите на украинские события? Россия могла бы занять более бескомпромиссную позицию по отношению к «геноциду населения Донецкой и Луганской республик»?

— Ну, мы живём всё-таки в мире не обособленном. Наши действия  в отношении Донецкой и Луганской областей вызвали какую-то неадекватную реакцию в мире. Правы мы, не правы… Мы сейчас будем выяснять, кто виноват. Это очень сложно. Я абсолютно согласен с президентом, который не вводит войска, не занимает жёсткой позиции в отношениях с Украиной. Ведь ранее было очень много международных договорённостей, на которые мы шли и которые мы должны сдержать. На сегодняшний момент Россия выдерживает огромное давление со стороны наших западных коллег. Поэтому я думаю, что мы и так заняли уверенную позицию. Не отдадим людей без борьбы.

Но мы не должны делать работу за тех, кто хочет проявить свою гражданскую волю в Украине. Если они это сделают, если дело дойдёт до какого-то критического момента, когда будет уже невозможно молчать, то, думаю, будет принято жёсткое решение. Но сейчас всё-таки пытаются договориться. Пытаются что-то сделать. Хотя идёт война. Погибают люди. С обеих сторон. Люди родственные, близкие друг другу, одной нации. Это ужасно. Но мы тоже должны быть бдительны и не делать опрометчивых шагов. Потому что для нас это тоже может иметь последствия, которые непредсказуемы. Мы не знаем, что может быть. Может начаться третья мировая война. Не вполне уверен, что это лучшее решение на сегодня.

Лучше бы её избежать. Я считаю, что Украина — это не повод для неё. В Украине живут умные, порядочные, прагматичные люди. Наши ближайшие родственники и соседи. Вообще-то украинцы и русские — это одна нация. Будем ждать, смотреть. Я доверяю нашему президенту. И правительству, которое ведёт в общем-то осмысленные действия. Что касается Крыма… Вернуть его — сидело у всех в головах ещё со времён Советского Союза. Ведь это была его часть. Крым был жемчужиной Советского Союза. А потом уже стал жемчужиной страны, которая не могу сказать что в полной мере осознавала своё счастье. Поэтому Украина только сейчас начинает понимать, что она потеряла. Не могу сказать, что в Крыму были созданы идеальные условия для жизни и развития. Жемчужину, в общем-то, сделали не самым привлекательным местом.

Возможности были, чтобы сделать это самым привлекательным местом в современной Украине, в Европе, СНГ. Но так уж получилось, что Крым присоединился. А насчёт Донецка, Луганска моя позиция такова: наше правительство всё делает правильно.

— На ваш взгляд, в преобразовании нашего общества в последние 20-30 лет интеллигенция оказалась на высоте или сыграла ниже своих возможностей? Александр ПРОХАНОВ считает, что именно интеллигенция стала тем классом, который фактически предал свою страну.

— Ой, интеллигенция — это отдельная тема. Но никто никого не предавал. Проханов сам интеллигент (Смеётся. — Авт.). Просто понятие «интеллигенция» — понятие очень размытое. Если человек твёрдый, жёсткий, но образованный, эрудированный и вежливый — это интеллигент или нет? А если у него своя чёткая позиция?

Вот у меня есть чёткая позиция. Я — член партии «Единая Россия», я — за нашего президента. Я интеллигент или нет? Я — музыкант, вроде бы интеллигент. Но я могу в чём-то сомневаться. Я могу проверять какие-то свои сомнения. Я не могу иметь одну точку зрения или доверять какому-то одному источнику. Поэтому я изучаю, смотрю, переживаю, работаю.

А просто сидеть на кухне и культурно разговаривать о том, что всё разваливается и всё гибнет, всё деградирует, — это ещё не интеллигент. Вот про эту интеллигенцию наш уважаемый Владимир Ильич ЛЕНИН сказал жёстко: «Интеллигенция — это г…!»
Поэтому-то, видимо, Проханов повторяет именно эту точку зрения.

И при этом можно ничего не делать?! А если ты культурный человек, ты желаешь работать на благо себя, а соответственно — и на благо своей страны. Тогда ты настоящий интеллигент. А говорить, что всё плохо, не по мне. Надо понимать, что не ты зависишь от государства, а государство зависит от тебя.

Если ты не на инвалидности, ты должен любить и стараться хорошо работать. А если сидят по домам… Помните Лоханкина? Был такой персонаж в «Золотом телёнке» ИЛЬФА и ПЕТРОВА. Он всё рассуждал, какая она — сермяжная правда?

Интеллигенты не предают Родину. Но они далеко не всегда делают так, чтобы она процветала.

— «Хоть Бога к себе призови, разве поймёшь что-нибудь в любви?» А вы разобрались в этом чувстве? Может, человек так и не найдёт на него ответ?

— Да всё найдёт! Любовь — это когда внутри себя чувствуешь жжение. Когда ты без этого чувства не можешь жить. Чувствуешь какое-то влечение — духовное, физическое.

— А почему она проходит? Ведь в Библии сказано, что настоящая любовь никогда не пройдёт!

— Любовь может проходить на физическом уровне. На духовном она может только расти. Идёт конкретизация духовной любви и физической, и наоборот. Бывает, что мужчина и женщина хотят быть вместе. Но если они духовно разные люди, если у них кроме физической близости ничего нет, то, конечно, любовь проходит. Потому что то, что человеку нужно, он получает сразу. А потом необходимо общение. Нужна подпитка — и духовных, и физических чувств. Люди расходятся потому, что им не хватает топлива.

Татьяна ЛИСИНА

Оставить комментарий