Главная / Издания / Карты в руки

Карты в руки

Карты в руки
15 октября 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№42 (895) 15.10.2014

Малоимущих саратовцев обеспечат продуктами?

Власти неожиданно вспомнили о том, что в стране почти треть граждан с трудом дотягивает до зарплаты, и предложили новую меру социальной поддержки. Но, как это обычно бывает, новое оказалось хорошо забытым старым: продуктовые карты должны обеспечить малообеспеченную категорию населения самыми необходимыми продуктами питания. А кроме того, поддержать отечественных производителей, поскольку именно их товары будут выдаваться по карточкам. Эксперты отнеслись к новшеству с изрядной долей скепсиса, отметив, что в подобном социальном проекте больше минусов, нежели плюсов. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Щи да каша — пища наша?

Минпромторг предложил ввести в России продуктовые карты для поддержки малоимущих граждан. На каждую карту станут перечислять деньги, которые можно будет потратить только на покупку продуктов питания. Инициаторы называют этот способ одним из самых эффективных вариантов поддержки малообеспеченных слоёв населения, а также косвенного субсидирования отечественных производителей продовольствия. Предполагается, что деньги для оказания адресной помощи будут зачисляться на электронные карты и, как уточняют в Федеральной антимонопольной службе (где также озвучили идею программы продовольственной поддержки), могут быть сняты с карточки лишь при покупке продуктов питания. Кто будет финансировать программу, пока ещё не известно, но предполагается, что часть денег поступит из федеральной казны.

Несложно догадаться, что тема поддержки малоимущих граждан зазвучала после введения Россией в августе 2014 г. ответного эмбарго на импорт ключевых групп продовольствия из Европейского союза и США, ранее принявших санкции в отношении России в условиях украинского кризиса. Цены на продукты, как и предполагали экономисты-аналитики, существенно подросли, причём не на 15-17%, как уверяют правительственные счетоводы, а в некоторых случаях в 2-3 раза (к примеру, на отдельные виды свежемороженой рыбы).

Тем не менее идея с продуктовыми картами за последние семь-восемь лет «прокатывалась» неоднократно. Так, во время кризиса 2008 г. Комитет Госдумы по труду и социальной политике направил в правительство законопроект о введении карточной системы, указав, что подобная программа даст гарантии того, что «очень бедные люди не останутся голодными». В 2010 г. Российский зерновой союз выступил с похожей идеей, а в начале 2011-го о продовольственных картах заговорили в Общественной палате, предложив выделять из бюджета средства на закупку продуктов по картам у фермерских хозяйств. Но ни одно из этих предложений не прошло: в одних случаях законопроекты зарубал главный страж государственной казны Минфин, в других сами народные избранники.

Пройдёт ли подобная программа сейчас, сказать сложно. Однако столичные аналитики отмечают, что уклон государства на поддержку отечественных производителей и запрет на импорт вполне могут «протолкнуть» карточную систему.

Назад в СССР

А что же в Саратовской области? В 2013 г., по данным Саратовстата, доходы 411 тыс. граждан не дотягивали до прожиточного минимума. Плюс в регионе проживает 14,5 тыс. многодетных семей, которые, хотя и вписываются в «минимум», но живут от зарплаты до зарплаты, экономя каждую копейку.

Как разъясняет министр экономического развития и инвестиционной политики области Владимир ПОЖАРОВ, несмотря на то, что карточная система известна в мире относительно давно, этот инструмент не получил широкого применения в странах с развитой рыночной экономикой, тем более в мирное время. Исключение, пожалуй, составляют только США. Там, например, в 2012 г. продуктовые карточки на сумму более 100 долларов ежемесячно получали почти 50 млн граждан. Однако США, как страна, производящая доллары — самый ликвидный и востребованный в мире товар, может себе позволить и большее, указывает министр. При этом эффективность самих американских карточных программ многими экспертами оценивается не очень высоко.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Владимир ПОЖАРОВ, министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области:

— Саму идею господдержки отечественных товаропроизводителей через стимулирование платёжеспособного спроса со стороны наших, в том числе малообеспеченных, граждан я разделяю. Вопрос в том, насколько эффективно на практике удастся это сделать посредством продуктовых карточек. Ведь есть риски, что, субсидируя таким образом неконкурентоспособный на внешних рынках отечественный бизнес, мы можем в результате законсервировать его неконкурентоспособность на многие годы.

У саратовских экономистов имеется своё мнение на этот счёт. Как считает Анатолий ЧЕРНЯЕВ, доктор экономических наук, профессор, завкафед­рой экономического анализа и аудита СГАУ им. Н.И. Вавилова, программа продовольственных карточек станет неплохой поддержкой для малообеспеченных граждан.

— Что же касается поддержки отечественного производителя, то я не думаю, что подобные меры помогут поднять производство, и никакого скачка, бума в повышении объёмов производства отечественной продукции ждать не стоит, — говорит Анатолий Алексеевич.

Сергей ЖДАНОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Пле­ханова, полагает, что продовольственные карточки — это советское прошлое и возврат к ним вызовет ненужные негативные ассоциации. Жданов отмечает, что поддержать малоимущих граждан можно при помощи иных мер социальной поддержки, и для этого не обязательно вводить карточки, талоны и прочее.

— Что же касается поддержки отечественного производителя, то, на мой взгляд, сейчас, когда введён запрет на импорт, на рынке освобождается солидная ниша и наши производители могут самостоятельно найти способы реализации продукции, — подводит итог экономист.

Экс-министр экономики и инвестиционной политики области, а ныне член Общественной палаты Саратовской области Александр СТЕПАНОВ в карточной системе ничего страшного не видит, однако уверен, что обсуждение подобного вопроса не самое своевременное.

— Сегодня эту проблему будут рассматривать как следствие западных санкций и нашего эмбарго на продовольственные товары, а следовательно, возможно необоснованное повышение спроса на отдельные товары, — говорит Александр Алексеевич.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр СТЕПАНОВ, кандидат экономических наук, член Обще­ст­вен­ной палаты Саратовской области:

— Главное предназначение продовольственных карточек, как мне кажется, должно быть направлено на поддержку отдельных категорий граждан, и если одновременно будет включён механизм преференций для нашего российского производителя — агрария или переработчика, это можно только приветствовать. Что касается наших областных возможностей при дефицитном бюджете, нужно не семь, а семьдесят семь раз всё просчитать, проинвентаризировать все меры социальной поддержки и на этой основе принимать взвешенное решение.

Тем не менее в некоторых российских регионах уже почти год реализуется пилотный проект «Продуктовая карта». В числе первых оказалась Кировская область с девизом «Покупай вятское!». В регионе именные банковские карты выдаются только многодетным семьям, сумма ежемесячной поддержки составляет 1 тыс. руб. Продукты местных производителей можно купить в нескольких сетевых магазинах, с которыми областные власти заключили договор о сотрудничестве. Кстати, конкретный перечень продуктов формирует департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

Омская область также вошла в число регионов, где будет реализовываться пилотный проект продовольственной помощи малоимущему населению, там малообеспеченных граждан планируется кормить на 40 руб. в день.

Ценовое обострение

Аграрии региона могли бы поспорить с саратовскими экономистами, поскольку реализовывать товар фермерам было сложно раньше и сложно сейчас, невзирая на российское продовольственное эмбарго.

Владимир ОДИНОКОВ, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Лысогорского района, считает, что для реализации такого социального проекта, как продовольственные карты, и тем более поддержки отечественного производителя необходимо развивать сеть сельхозпотребкооперации. Поскольку в этом случае реализация товара будет осуществляться без участия перекупщиков, которые накручивают цены, и мало­обеспеченные люди смогут приобретать его по реальной стоимости.

— Сеть сельхозпротребкооперации сможет не только иметь свои магазины, но и работать с сетевыми магазинами, где граждане будут отоваривать свои карточки, — уверен сельхозпроизводитель.

Но опять же возникает вопрос: кто будет составлять список «жизненно важного» провианта, отпускаемого по карточкам? И как будет происходить отбор производителей, которые смогут принять участие в социальной продовольственной программе? Если деньги станут выделять региональные власти, то они будут и «музыку заказывать», то есть выбирать производителя. 

Другой вопрос заключается в том, какими окажутся ценообразование и система контроля над ним. Если рыночными, то у магазинов появится серьёзный соблазн установить довольно высокую планку, если же регулированием займутся чиновники, не исключено, что для магазинов такая социальная деятельность окажется убыточной.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организаций при Торгово-промышленной палате Сара­тов­ской области:

— Возможно, идея с продовольственными карточками вполне жизнеспособна. Главное, чтобы она воплощалась в жизнь не за счёт торговых организаций. Если ценообразование на продукты, которые будут отпускаться малообеспеченным гражданам, станет контролировать государство или, скажем, региональные власти, то в этом случае магазинам придётся работать в убыток. Получится, что я закупаю товар по 5 рублей, а должен продавать его за 3 рубля. Но у нас всё-таки рыночная экономика, поэтому цены должен контролировать рынок даже на перечень товаров, которые могут отпускаться по этой социальной программе. Печальный опыт уже был: во время финансового кризиса в 2008 году правительство обозначило список социально значимых товаров, которые мы могли продавать на проходных саратовских предприятий. В него входили самые дешёвые продукты: соль, сахар, недорогие крупы, подсолнечное масло. В итоге продавцам не удалось заработать даже себе на зарплату. Почему? Наценка была мизерной, товар дешёвый, и торговать им было невыгодно.

Очевидно, что инициатива с программой продовольственной помощи довольно неоднозначная и имеет массу вопросов. Возможно, в недалёком будущем мы получим на них ответы. Проблема только в том, что отстаивать интересы граждан у российских чиновников обычно получается намного хуже, чем свои собственные. Вместо того чтобы  взять под контроль цены на продовольствие и держать в узде падких на быструю наживу отечественных производителей, чиновники нашли простой выход: выдать карточки с мизерной суммой денег нуждающимся гражданам. И тем самым закрыть вопрос. Мол, мы же обещали принять меры, так чего же вы ещё хотите?

Ирина Лихоман

Оставить комментарий