Главная / Издания / Навяжусь на вашу шею

Навяжусь на вашу шею

Навяжусь на вашу шею
29 октября 2014

Станислав Орленко

МК в Саратове

№44 (897) 29.10.2014

За приставание к прохожим судят, а за приставание к клиентам — нет

Стоило в одном из последних номеров обратиться к теме современного мошенничества,  как в редакцию посыпались звонки с жалобами и просьбами защитить, причём даже не от самих мошенников, а от тех, кто навязывает их услуги и товары. Эта навязчивость, чаще всего выраженная в бесконечных звонках по телефону с заманчивыми предложениями «от нашей компании», доводит потенциальных клиентов до белого каления и вызывает у них закономерный вопрос: «что же с этим делать?»

А ведь есть ещё и предложения от бродячих торговцев, которых теперь величают агентами или даже менеджерами по продажам — они ходят по квартирам и тоже предлагают стать счастливыми, купив их волшебный товар. А самое главное — есть люди, которые, несмотря на миллион предупреж­дений и предостережений, всё же «ведутся» и даже «разводятся» на эти зазывания. И для них вопрос «что теперь делать?» обретает другую значимость уже в чисто денежном эквиваленте.

Главное же, на что стоит обратить внимание, это состояние, в котором человек становится покупателем. Вернее, потерпевшим, но осознание этого приходит чуть позже. Сами жертвы определяют его примерно в следующих фразах (в данном случае речь идёт о наборах дорогой косметики и парфюмерии):

— Это какой-то гипноз! Зачем купила, не понимаю, потратила кучу денег. Пришла домой, опомнилась…

— В салоне на меня нашло полное затмение — то ли чай, которым угощали, был с добавками, то ли что-то ещё. Вышла оттуда с чемоданом косметики, будто в тумане…

— Выяснить у мамы, что произошло и что она купила, было очень сложно — она была словно под наркозом, невменяемая. Только пару слов твердила: «Салон, чемоданчик…»

Прямо фильм ужасов какой-то получается — давление на психику, чуть ли не зомбирование. И всё это не где-то на Гаити, где, как известно, процветает магия вуду, а у нас в Саратове, как, впрочем, и по всей России. Первая реакция любого обывателя — куда же смотрят наши доблестные органы внутренних дел?

Ответ: они смотрят куда надо. В конце прошлого года все газеты (и наша в том числе), все телеканалы и интернет-агентства оповещали о возбуждении уголовного дела в отношении крупнейшей сети салонов красоты в Саратове. Без преувеличения, это стало сенсацией: сотрудники уголовного розыска рассказывали, что им звонили коллеги с разных концов России, интересовались, как им это удалось — замахнуться на такую империю?

Причины, почему первое в стране уголовное дело подобного плана появилось именно в нашей области, разные люди объясняют по-разному. Одно из наиболее распространённых толкований — среди потерпевших оказались жёны ряда высокопоставленных представителей местных правоохранительных структур. Всего же в полицию поступило порядка 70-80 заявлений от женщин, которые побывали в салонах красоты, поддавшись на настойчивые приглашения по телефону (или, как вариант, на уговоры агентов, подкарауливавших их у выходов из супермаркетов). Оттуда они уходили, отягощённые чемоданчиками с косметикой и банковскими кредитами, которые оформлялись там же, во время косметических процедур. Кредиты были нужны для покупки этой самой чемоданной косметики (средняя стоимость — около 40-45 тыс. руб.). На этот случай в салоне дежурил ещё и представитель банка. Потом наступало прозрение: косметика явно не стоила отданных за неё денег, к тому же оказывалась некачественной, у многих вызывала аллергическую реакцию.

Кстати, это не просто голословные утверждения, которые можно списать на происки конкурентов (что и сделал руководитель компании в одной из передач федерального телеканала). Как сказал мне представитель органов внутренних дел, проводилась сложная и дорогостоящая экспертиза (в Саратове всего один специалист соответствующего профиля), так что обвинение выдвигалось на вполне научной основе.

Дело возбудили. Прецедент создали. Что дальше? Похоже, ничего. Во всяком случае, в суд данное дело до сих пор не передано. Любые попытки узнать, как там оно движется, натыкаются на весьма обтекаемую, но при этом обоснованную с точки зрения соблюдения законности формулировку: «ведётся следствие…»

При этом компания, владеющая сетью салонов, которая оказалась в центре скандала, продолжает спокойно работать. Правда, сменилась вывеска, сменился генеральный директор, несколько поменялся характер услуг. Но специализация осталась прежней, как и методы работ, и общая стратегия (её, кстати, специалисты по рыночной экономике порой признают уникальной). Более того, в последние месяцы наблюдается активизация в плане тех самых навязчивых предложений, от которых возможно, но очень непросто отказаться. Значит, этому бизнесу, несмотря на уголовное дело, множество случаев обращения клиентов в прокуратуру и Роспотребнадзор, не говоря уже об огромном количестве возмущённых отзывов в интернете, ничего всерьёз не угрожает.

Что происходило в салонах, после того как доверившиеся посетительницы сдавали на входе паспорт? Об этом тоже рассказывалось, но без детализации. А происходила там обработка психики. Кстати, никто, видимо, не задавался вопросом, какие последствия это может иметь для человека, кроме потери определённой денежной суммы.

Собственно, обработка начиналась ещё с телефонных разговоров. Перед девочками-операторами, сидящими на телефонах, лежала чёткая инструкция с теми формулировками, которые надо произносить, чтобы вернее зацепить клиентку. Если женщина попадалась на крючок и являлась в салон, её передавали то ли косметологу, то ли психологу. Между прочим, по свидетельству некоторых работниц данной салонной системы, профессиональных косметологов там практически нет. Накладывалась маска, причём всегда почему-то только на половину лица — видимо, чтобы держать посетительницу в напряжении, в состоянии ожидания дальнейших процедур. И тут начиналась «психическая атака». На жаргоне работников это называется «хорошевать». Постоянные вопросы, причём часто не от одного человека: хорошо ли вам? а теперь хорошо? а так ещё лучше? — приводили обрабатываемую в полусонное, расслабленное состояние. Похоже, что не обходилось без элементов нейролингвистического программирования — словесного навязывания определённой модели поведения, а в отдельных случаях и гипноза.

Когда посетительница в удобном кресле достигала нужной кондиции, к ней подходил менеджер-консультант и начинал разговор о том, что сейчас хорошо, а может быть гораздо лучше. Для этого всего лишь надо приобрести набор препаратов, оказывающих чудодейственное воздействие на кожу и вообще на внешний вид. Набор стоит порядка 100 тыс. руб., но для такого приятного клиента можно сделать скидку до 40-45 тыс. Нет с собой денег? Не беда, сейчас по вашему паспорту будет оформлен кредит в банке. Если усилий одного менеджера-консультанта оказывается недостаточно, ему на помощь приходит второй, а то и третий. В итоге цель достигается. Не приходя в себя, счастливая покупательница ставит подпись под банковским документом, получает чёрный чемоданчик с косметикой и сопровождается до такси, поскольку самостоятельно передвигаться после «волшебных» процедур ей трудно.

Уникальность метода в том, что человек попадает на чужую территорию, в зону чужого влияния, где ему некому прийти на помощь, и все вопросы — главный из них, конечно же, денежный, решаются одновременно, без пауз на мысли.

Вариант — когда носители чудо-товаров вторгаются на территорию клиента. Самый наглядный пример — продажа пылесосов знаменитой американской марки по цене в среднем 100 тыс. руб. Пылесос этот весит около 10 килограммов и предназначен для использования в гостиницах, офисах и больших загородных домах, но никак не в обычных городских квартирах. К тому же на официальном сайте американской компании нет упоминания о наличии у неё представительств или дистрибьюторов в России.

Обычно приходит пара молодых людей, уверяющих, что они проводят акцию по бесплатной чистке ковров, и предлагает тут же присоединиться к этой акции и заодно увидеть в деле уникальную бытовую технику. Тут больше в почёте навязчивые парни. Если хозяин квартиры не является фанатиком чистоты, применяется другая тактика. Дескать, пожалейте бедных клерков, нам надо всего лишь план выполнить, а вы потратите только несколько минут (!). Если бы визиты «бедных клерков» приводили лишь к потере времени…

Попав в жилище, агенты начинают обработку ковра и хозяина одновременно. Настойчиво, как индуистские мантры, повторяются одни и те же фразы, разыгрывается целое драматическое представление на тему борьбы с микробами. В конце концов, жертва впадает в транс, и тут ей предлагают подписать договор купли-продажи этой чудесной техники. Если человек сохранил остатки сознания и не хочет этого делать, демонстрация пылесоса повторяется снова и снова, столько раз, сколько нужно. Иногда процедура чистки ковров и мозгов длится до 5-6 часов.

Если клиент сдаётся и ставит свою подпись (не читая), ему предлагают немедленно заплатить 100 тыс. (иногда и 120). Если таких денег в доме нет, покупателя тут же везут в банк снимать деньги со сберкнижки. Если и этого не хватает, помогают мгновенно оформить кредит. Всё предусмотрено. В том числе и внезапное «отрезвление» жертвы — тогда прибегают к угрозам и давлению. Договор подписан и неплательщика якобы ждут штрафные санкции в размере, значительно превышающем стоимость пылесоса. Бывает, что и физической расправой пугают.

Финалом драмы становится подписание всего, что требуют, и торжественная передача волшебного пылесоса. Очень скоро выясняется, что стоит он значительно дешевле (даже по ценам мирового рынка) и к тому же техническое состояние обычно оставляет желать лучшего.

В Саратовской области случаи, подобные описанному, были и не один раз.

Почему я останавливаюсь именно на этих примерах? Потому что при продаже лекарственных средств, препаратов бытовой химии и прочего в арсенале мошенников остаётся только словоблудие. В случае же с чудо-пылесосом особое значение обретает навязчивая демонстрация, а с чудо-косметикой — и вовсе физический контакт с клиентом. Обработка психики с учётом этих факторов становится особенно действенной.

А начинается всё с телефонных звонков с приглашениями посетить салон красоты… Или со звонков в квартирах с предложением навести чистоту бесплатно…

Что же всё-таки делать? Если вас уже обманули и вы это поняли — добиваться восстановления своих нарушенных прав потребителя. Требовать вернуть деньги, писать заявления в прокуратуру, консультироваться с адвокатами, подавать иск в суд, обращаться в Роспотребнадзор. Мошенники не заинтересованы в том, чтобы их дела получали широкую огласку, поэтому нередко идут на попятный. Такие примеры тоже есть, в том числе и у нас, в Саратовской области.

Правда, всё это действенно лишь в том случае, когда компания действительно существует и её можно найти. Бывает и наоборот: купил, а у кого — неизвестно. В связи с этим косметические компании, о которых шла речь (не упоминаю названий, поскольку они всем известны), занимают прямо-таки особое положение. Их постоянно полощут в интернете, регулярно сообщают, что кто-то от них добился компенсации ущерба. Даже штрафы иногда налагаются. Но они продолжают свою деятельность, невзирая ни на что, даже на уголовные дела, как уже говорилось. Не пора ли правоохранителям дать им оценку, если не на федеральном, то хотя бы на региональном уровне — справедливы ли нарекания или это опять происки конкурентов?

А что касается ответственности за навязывание услуг по телефону, то её в нашей стране до сих пор не существует. Хотя вычислить звонящих и установить содержание разговора не представляет труда. Может быть, стоит местным законодателям озаботиться этой проблемой? Ведь есть же ответственность за навязчивое приставание к людям на улице «в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом…» Почему же можно безнаказанно заниматься тем же самым по телефону? Думаю, рейтинг народных избранников, которые сумели бы решить данную проблему, резко взлетел бы вверх.

Станислав Орленко

Оставить комментарий