Главная / Издания / Снос таунхаусов на Питерской отложен навсегда?

Снос таунхаусов на Питерской отложен навсегда?

Снос таунхаусов  на Питерской отложен навсегда?
13 июля 2016

Автор: Станислав Орленко

Фото: Антон Кедров

МК в Саратове

№29 (986) 13.07.2016

История с незаконными строениями на Соколовой горе рискует затянуться

Два дома по адресу: ул. Питерская, 16 и 16а, на краю Соколовогорского посёлка стали известны всем саратовцам в конце позапрошлого, 2014 г. Их тогда окрестили таунхаусами, хотя ничего общего со строениями этого типа они не имеют, но название прижилось. Из этих домов дважды выселяли людей, причём в формате штурма вражеской крепости, с подключением отрядов быстрого реагирования и спецназа. Последнее выселение было в январе прошлого, 2015 г. После этого в течение месяца-двух таунхаусы должны были снести. Всё это — и выселение, и снос — было в соответствии с решением суда. Но дома, лишённые жильцов, стоят до сих пор. 

 

В СМИ о них последний раз упоминали примерно год назад, прошлым летом. История, если помните, прогремела на всю Россию, дошла до президента ПУТИНА, который в августе 2015 г. упомянул ситуацию в Саратове в письме к российскому правительству, призывая «защитить права добросовестных приобретателей жилья». Но год спустя о громких событиях, похоже, все забыли. Корреспондент «МК» в Саратове» решил узнать судьбу домов, приговорённых к сносу. 

 

Жить негде, но дома пустуют

Год назад в репортажах отмечали, что таунхаусы, хотя и обнесены забором, однако поросли бурьяном со всех сторон. Сейчас прилегающая к злополучным строениям территория более-менее убрана. Хотя вид у домов по-прежнему нежилой. Подъезды наглухо закрыты новыми замками. Вокруг продолжается течение жизни, а эти пятиэтажки (трёхэтажки, по утверждению застройщика, только с подвалом снизу и мансардой сверху) стоят безмолвно, как необитаемые острова, на которых остановилось время. Жители расположенного вплотную к ним дачно-коттеджного посёлка (те, кого удалось увидеть) ничего определённого по поводу таунхаусов сказать не могут: дескать, давно должны были снести, но почему-то не сносят. А между тем именно с возмущения соседей, обратившихся в суд с требованием убрать незаконно возведённые рядом с их угодьями строения, когда-то всё и начиналось.

 

«Чиновники есть, а администраторов нет»

В судьбе людей, которых в прямом смысле слова силой выселили из этих домов, деятельное участие пыталась принять член Общественной палаты Саратовской области Светлана МАРТЫНОВА. К ней я и решил обратиться в первую очередь.

— Всё выглядит очень печально, — сказала Светлана Александровна. — Люди, которые когда-то вселились в эти дома, теперь терпят подлинное бедствие. Они говорят: «Мы попали в безвыходную ситуацию». А почему? Потому что в Саратове, по моему мнению, нет во власти людей, которые могли бы что-то реально решить, нет настоящих администраторов в хорошем смысле слова. Чиновники всё понимают, со всеми доводами соглашаются, а в итоге только руками разводят — дескать, больше такого не допустим. А вы уж сами как-нибудь... Это наш фирменный саратовский стиль. 

Что касается возможности мирового соглашения, то на это, по убеждению общественницы, надеяться вряд ли стоит. Ведь уже был момент, когда со всеми жителями окрестных коттеджей договорились, а потом вдруг несколько из них вновь подали в суд исковые заявления с требованиями снести дома как незаконно построенные. 

— Не могут у нас в стране люди жить по решению общего собрания. Договорённости приводят к тому, что они начинают сами себя предавать, обрекая на страдания, и получается то, что мы сейчас видим на Украине. Нужен третейский судья, а его нет. 

Госпожа Мартынова упомянула также, что в период наибольшего обострения ситуации летом и осенью 2014 г. жильцы таунхаусов лишились не только крыши над головой, но и своих прав на доли в земельных участках, на которых стоят дома. Они поверили некоей даме (тоже купившей жильё в таунхаусе), что если продать свои права ООО «Жилкомплекс», а деньги передать в качестве вознаграждения одному из представителей местной законодательной власти, то он поможет вернуть всё — и дома, и землю, добившись включения выселенных в число собственников упомянутого ООО. Деньги в сумме почти 3 млн руб. поступили на счёт предприимчивой дамы, а «Жилкомплекс» в декабре 2014-го объявил себя банкротом. В итоге люди остались совсем без ничего. 

 

«В России мы не одиноки»

Моим следующим собеседником стал Антон КЕДРОВ — один из выселенных, который, в отличие от большинства, продолжает борьбу за свои права на жильё и, главное, верит в успех. Вот что он сказал.

— Мы долго пытались подключить к делу кого-нибудь, кто смог бы реально помочь. Увы, охотнее всего к этому подключались разного рода аферисты. Поэтому у большинства моих товарищей по несчастью просто руки опустились. Но весной нынешнего года наметился перелом ситуации в нашу пользу. Известный в Саратове адвокат Евгений Иванович ПЯТАЙКИН, к сожалению, недавно ушедший из жизни, помог нам найти нужную ниточку. Ведь мы далеко не единственные граждане России, попавшие в такое драматическое положение, когда деньги отдали, а жильё потеряли. Но при этом есть примеры, когда люди получали обратно документы на своё жильё и суд разрешал им заново вселиться, признавая право на собственность! Самый близкий такой пример — в Волгограде, в апреле нынешнего года. 

Мы разыскали волгоградского адвоката, участвовавшего в деле о восстановлении прав выселенных жильцов. Он согласился помочь, но сразу предупредил: содействия властей не ждите. Единственный выход — надо создать дорожную карту — чёткий план мероприятий по продвижению к нашей цели.  Сделать это нужно в союзе с региональным министерством по строительству и ЖКХ, а также городским комитетом по архитектуре и градостроительству. Мы стали работать в этом направлении. 

Антон рассказал, что представляет собой дорожная карта. Предполагается три этапа действий. Первый — проведение трёх экспертиз: пожарно-технической, санитарно-эпидемиологической и архи­тектурно-строительной. Их результаты призваны ответить на вопрос, несут ли дома на улице Питерской угрозу для жизни людей, проживающих как в них самих, так и по соседству? 

Если будет установлено отсутствие каких-либо угроз, начнётся следующая процедура — получение разрешение на перевод территории, где дома расположены, из зоны Ж-2 (малоэтажной жилой застройки коттеджного типа) в зону Ж-4 (зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки). 

И, наконец, завершающий этап — обращение в суд с прошением об отмене решения о выселении жильцов и сносе домов, поскольку никакой угрозы для окружающих ни те ни другие не несут и прав жителей коттеджей на отдых и покой нарушать не могут. Если суд с этим согласится, останется лишь восстановить жильцов таунхаусов в их правах. 

По словам активиста Кедрова, весной ему вместе с волгоградским адвокатом удалось встретиться с министром строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрием ТЕПИНЫМ. Тот сначала не поверил в эту затею, сказал, что закон на стороне противников существования таунхаусов на Питерской. Однако пример соседнего региона убедил его в обратном. Дорожную карту в правительстве одобрили. 

— Теперь мы ждём решения сити-менеджера Саратова Валерия Николаевича САРАЕВА о создании совместной комиссии с участием сотрудников министерства ЖКХ и горадминистрации, которая утвердила бы разработанный нами план действий, — сказал мой собеседник. — Очень надеемся на мудрость главы городской администрации. Ведь вернуться назад в 2009 год, когда домов на Питерской не было и мы не отдавали свои деньги застройщику, уже невозможно. А жить десяткам семей надо не в прошедшем времени, а в настоящем. 

Встреча с Сараевым намечена на ближайшие дни.

Спросил я Антона Кедрова и о том, по какой причине судебное решение было выполнено лишь наполовину — в отношении людей, но не домов. Оказалось, что таунхаусы сносу в ближайшее время не подлежат, поскольку являются вещественными доказательствами по уголовному делу в отношении застройщика — Михаила ГРАЧЁВА, которому вменяется мошенничество (кстати, по этому же делу проходит и упомянутая выше дама, убедившая жильцов продать свои доли земли). А учитывая, что Грачёв в розыске и его местонахождение не установлено, «ближайшее время» может растянуться очень надолго. 

Другой актуальный вопрос: кто сейчас следит за домами? Ведь они могут стать приманкой для бомжей. 

— Пока окончательно не решился вопрос с банкротством ООО «Жилкомплекс», территорию охраняли сотрудники нанятого этой организацией ЧОПа. А с января 2016 года мы сами следим здесь за порядком, поменяли замки на дверях подъездов, проводим субботники. Кстати, с этим связан и другой вопрос — оплата жилищно-коммунальных услуг. За них обязан платить застройщик Михаил Грачёв, но, чтобы не лишиться воды и электричества, мы погасили все его долги вплоть до января 2016 года. За газ тоже заплатили, но его всё равно отрезали по решению арбитражного управляющего, той самой деятельницы, что присвоила себе наши деньги от продажи права на землю «Жилкомплексу». Как будут дальше решаться проблемы с оплатой услуг ЖКХ, пока сказать затруднительно. 

Итак, выселенные почти два года назад жильцы продолжают жить надеждой на лучшее. К сожалению, не удалось выяснить, каково отношение к ситуации инициаторов их выселения — владельцев окрестных коттеджей. Точнее, не всех из них, а лишь некоторых, тех, кто не захотел поддержать мировое соглашение. Все мои попытки связаться с кем-либо из них ни к чему не привели. Из разговоров с людьми, к ним близкими, можно сделать вывод, что они считают ситуацию с возведением таунхаусов изначально противоречащей законодательству, поэтому обсуждать её ни в каком формате не намерены. По наблюдениям выселенных, сейчас острота конфликта спала, торчащие нелепыми громадами пустующие дома если и продолжают раздражать кого-то, то уже не в той мере, что раньше. Больше всего раздражали люди, в этих домах живущие, а поскольку их теперь здесь нет, то сами строения могут и оставаться на своих местах. То есть главная цель достигнута — соседи, которых не захотели признавать за своих, изгнаны. 

Повторяю, что это субъективная точка зрения лишь одной стороны. Если представители другой стороны пожелают высказать своё мнение, в редакции нашей газеты всегда готовы их выслушать. 

Ну а пока будем следить за дальнейшим развитием событий и верить, что разум­ность и терпимость победят раздражение и злость.

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий