Главная / Издания / Занимательная избирология, или К бабе Клаве не ходи

Занимательная избирология, или К бабе Клаве не ходи

Занимательная избирология,  или К бабе Клаве не ходи
20 июля 2016

Автор: Павел Веденеев

МК в Саратове

№30 (987) 20.07.2016

Что можно и чего нельзя в период агитации в средствах массовой информации.

Людям постарше и наиболее развитым современным тинейджерам хорошо знакомы книги замечательного советского учёного Якова ПЕРЕЛЬМАНА «Занимательная физика», «Занимательная математика» и пр. В научно-популярной, игровой форме детям рассказывали о законах природы и школьных дисциплинах, оттуда родом, к примеру, канонический Ахиллес, который не может догнать черепаху, и задачка про зёрнышки и шахматную доску.
Сегодня велика потребность в том, чтобы кто-то в такой же доступной форме объяснил суть изменений в законодательство о выборах, которые были сделаны в последние годы. Дело в том, что, кажется, даже авторы поправок не до конца понимают, что они натворили. «МК» в Саратове» пообщался с юристами и попытался организовать такой ликбез. 

 

Оказывается, некоторые за деньги...

Все СМИ, собирающиеся нажиться на конкурентной борьбе, опубликовали соответствующие объявления о расценках на политическую рекламу. Для чего? — спрашивает обыватель. Что, есть какой-то особый период, в течение которого это можно делать за деньги? Есть.

Если речь идёт о выборах в Госдуму, то агитация в СМИ проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Агитация в СМИ вне указанного срока запрещена. 

В период до 20 августа средства массовой информации могут работать исключительно в порядке информирования. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, в том числе в сетевых изданиях, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать установленное настоящим федеральным законом равенство прав политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатов.

То есть самое интересное начинается в суде, когда требуется доказать, что конкретный материал является информационным и не является агитационным или наоборот.

Ответственность за нарушения правил предвыборной агитации предусмотрена как для кандидатов и политических партий (вплоть до снятия с регистрации), так и для средств массовой информации. Кроме санкций, предусмотренных законодательством о выборах, для указанных лиц может наступать административная и уголовная ответственность, которая регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ.

 

Тут-то карта и попёрла!

Цитата из закона: «Агитацией считается распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями».

Предположим, издание публикует текст о крупном чиновнике областного уровня, который является кандидатом в депутаты, и снабжает текст едкими комментариями явно негативного характера. Это агитация? Или такой момент. Следует ли считать агитационным материал о реализации партийного проекта по ремонту саратовских дворов?

Юристы отвечают так: при отделении зёрен от плевел, а точнее, информационных материалов от агитационных, будет рассматриваться вопрос, подпадают ли данные материалы СМИ под признаки предвыборной агитации, а также соблюдены ли в них принципы информирования избирателей. Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство кандидатов, политических партий. Именно соб­людение этих принципов позволяет считать какой-либо материал, размещённый в СМИ, информационным. 

Нарушение же указанных принципов с агитационной целью может повлечь за собой признание материала агитационным. К примеру, если информация о кандидате, политической партии является объективной, достоверной, но подаётся систематически с целью побудить избирателей голосовать «за» или «против» какого-либо одного кандидата, список кандидатов, в то время как сведения о других кандидатах, политических партиях замалчиваются, то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную агитацию.

И ещё. Агитационной следует считать, помимо деятельности по распространению прямых призывов голосовать определённым образом (то есть деятельности, имеющей целью побудить избирателей голосовать за или против кандидата, списка кандидатов), целенаправленную деятельность по систематическому распространению информации о кандидатах, политических партиях в основном позитивного (или в основном негативного) содержания, заведомо недостоверной информации, а также связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приёмов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов и предположений и тому подобное. Выводы правоприменительного органа — избирательной комиссии — об агитационном характере материала, распространённого с нарушением правил предвыборной агитации, и материалы о привлечении в связи с этим организации СМИ к ответственности подлежат оценке судом в ходе рассмотрения соответствующего дела.

То есть опять же — в суд. И как в анекдоте — «тут-то мне карта и попёрла». То есть, предположу, попрёт, тем, кто может возомнить, что имеет на суды некое влияние, от которого люди в мантиях и с молоточками в руках, естественно, всегда открещиваются. 

С другой стороны, пока дело о конкретной публикации будет разбираться в суде, предвыборный чёс давно закончится и окончательный вердикт уже мало кого будет интересовать.

 

Никаких детей, и точка

Есть моменты, которые прописаны российским законодательством однозначно. Например, запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. То есть однозначно — никаких детей, и точка.

Если кандидат в депутаты участвует в газетном опросе и высказывает своё мнение, скажем, о ЕГЭ или переходе на «саратовское время», то это ничего. Пусть. Ибо законом не запрещено кандидату как гражданину высказываться в СМИ по тем или иным общественно значимым проблемам.

Кто обязан предоставлять свои газетные площади бесплатно? Тут тоже ответ чёткий. На выборах депутатов Государственной думы бесплатная печатная площадь предоставляется политическим партиям и кандидатам региональными государственными периодическими печатными изданиями. На территории Саратовской области это «Саратовская областная газета «Регион 64».

 

Дело техники

Ещё одна выдержка из закона. 

«Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций теле­радиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности».

Ну вот, например, представитель администрации Саратова. Не кандидат. Получает на Театральной площади спецтехнику при содействии «Единой России». Естественно, благодарит. Это агитация или просто информационный материал?

Юристы отвечают так: указанная спецтехника была выделена до момента назначения выборов и выдвижения политическими партиями своих федеральных списков, на момент вручения указанной техники. Кроме того, с выборами факт передачи техники никак не связан.

Стоп. Но если факт передачи с выборами не связан, значит, на этом можно и остановиться? Значит, это просто информационный материал. Такой же, как о ремонте дворов. Мало ли что делает власть перед выборами. Этак и за уборку урожая можно обвинить чиновников в популизме. 

 

В очередь за письменным согласием

«Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.2 статьи 48 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов...»

То есть, предположим, в листовке одной из партий цитируется некая баба Клава, которая в восторге от политики этой самой партии. Вот её согласие на цитирование и должно быть задокументировано и представлено в соответствующую избирательную комиссию.

Но! «Представление указанного документа не требуется в случаях использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы».

То есть если баба Клава говорила так о партии до начала агитационного периода и это было опубликовано, то тогда никакого согласия не надо. Необходимо только указать дату и источник публикации.

На использование политической партией высказываний кандидатов, включённых ею в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, также не нужно согласия.

 

Неопределённые лица

В законе чётко говорится, что «при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределённого круга лиц...»

Кого следует относить к неопределённому кругу лиц? Юристы отвечают так: неопределённый круг лиц — это группа лиц, среди которых нет медийных персон (легко узнаваемых широким кругом людей).

Но опять же, как мне представляется, все в суд. Предположим, что кандидат от одной партии опознал на групповом снимке кандидата от другой партии Олега ГАЗМАНОВА. Определённое лицо? Конечно. Значит, имело место нарушение закона? Да, если это действительно был Газманов. А кто будет доказывать, что это не он? Газманов обязан представить алиби? Или кандидат? Или изображённые на снимке люди должны свидетельствовать, что среди них не было Газманова? Но при этом как можно брать на веру их слова? Может, баба Клава просто не знает, как выглядит певец. Может, она дальше своей тёзки ШУЛЬЖЕНКО в музыкальном плане не продвинулась.

Право, всё можно довести до абсурда. То, что произошло и продолжает происходить с нашим законодательством о выборах, — яркое тому подтверждение.

 

Автор: Павел Веденеев

Оставить комментарий