Главная / Издания / Уроки покаяния

Уроки покаяния

Уроки покаяния
08 февраля 2017

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№07 (1016) 08.02.2017

Православный курс в саратовских школах будет углублён

Ваш ребёнок не ориентируется в православном календаре? Не знает двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники? Ничего, совсем скоро Минобрнауки уберёт пробелы в знаниях школьников. Ведомство разработало всеобщий курс православия для школьников с 1-го по 11-й класс, преподаваемый в рамках «Основ религиозных культур и светской этики», и в последних числах января отправило его на экспертизу. Чиновники уверяют, что если программа будет принята, она станет доступна, но не обязательна для всех классов. Представители буддистских, исламских и иудейских религиозных организаций пока не сообщили образовательному ведомству о своём отношении к расширению школьных образовательных программ. В Саратовской области модуль «Основы православной культуры» изучают 71% школьников.

 

Ждут перемен

Удивительно, несмотря на то, что курс основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) преподаётся в российских школах с 2012 г., до сих пор не утихают споры по одному из его модулей: основ православной культуры. 

Виной ли тому, что сами православные (а таковыми, согласно соцопросам, себя считают 77% россиян) «мутят воду», не решив окончательно, требуется ли их чаду изучение основ православия или, может, на «светскую этику» школьника перевести? А может быть, грешит школьная администрация, «загоняя» всех детей под один модуль, ведь так получается дешевле. Арифметика проста: одно дело, если в классе 25 детей хотят изучать «основы светской этики» или «основы православной культуры», — в этом случае приходится оплачивать труд всего одного учителя. А если школьники разбредаются по разным модулям: четверо хотят учить ислам, один — буддизм, ещё пятеро — основы мировых религиозных культур, а остальные — православную культуру, так это какие затраты получаются! Попробуй из скудных школьных средств оплатить работу четырёх учителей! Вот и приходится уговаривать родителей на собраниях изучать какой-нибудь один модуль. Отсюда — недовольство мам и пап. 

Впрочем, не только их. В 2007 г. споры достигли пика: десять известных академиков РАН написали открытое письмо президенту ПУТИНУ, в котором говорилось, что в обход Конституции в школу пытаются ввести «Закон Божий». В итоге власти пошли на демократический шаг: новый предмет был представлен в шести модулях: ислам, буддизм, иудаизм, мировые религиозные культуры, светская этика и, конечно, основы православной культуры. Такой широкий список должен был предоставить родителям полную свободу выбора. И вроде все успокоились.

Осенью 2016-го новый скандал: выяснилось, что Российская академия образования  составила углублённый курс православия для школьников с 1-го по 11-й класс. И хотя он получил отрицательный отзыв экспертов, был запущен процесс заочного голосования по нему. Главных критиков — образовательную общественность — смущало количество учебных часов, которые должны быть выделены на изучение «Православной культуры»: с  1-го по 4-й класс — 102 учебных часа, с 5-го по 9-й класс — 175 (причём авторы рассчитывали на увеличение до 350). Откуда взять столько учебного времени? Оказывается, нужно просто убрать «необязательные» предметы, которые администрация школ выбирает самостоятельно, к примеру, второй иностранный или астрономию. Сегодня курс ОРКСЭ занимает всего 34 часа. Однако новшество не прошло, волнения утихли. Но ненадолго. 

В конце января 2017 г. представитель РПЦ выступил с заявлением, что церковь будет добиваться введения уроков религиозных культур во всех классах школы. И буквально через пару дней стало известно, что такой курс православия для школьников с 1-го по 11-й класс уже разрабатывается в стенах Минобрнауки. Как сообщила Светлана ЕРМАКОВА, начальник отдела департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки, выступая на круглом столе в Госдуме, православие будет преподаваться в рамках основ религиозных культур и светской этики. Ещё через несколько дней, 30 января стало известно, что курс уже готов и отправлен экспертам, которые должны принять решение. Удивительная оперативность! 

В свою очередь глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ митрополит МЕРКУРИЙ высказал мнение, что работа над курсом — «долгий процесс», для которого необходима подготовка педагогов, законодательной базы и самих учащихся. Как получилось, что новый курс разработали (или доработали?) за два месяца — остаётся загадкой.

Также непонятно, почему другие конфессии не представили свою программу обучения: уж если продлевать преподавание ОРКСЭ, так по всем модулям. Пока в этой ситуации больше вопросов, чем ответов. В том числе и у педагогов школ.

 

Православная азбука

О предполагаемом новшестве мы поинтересовались в Саратовской епархии.

Как объяснил протоиерей Сергей ШТУРБАБИН, в данном случае речь идёт о расширении уже существующего комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который включает в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Комментарий эксперта

Протоиерей Сергей ШТУРБАБИН, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:

— Собственно, изначально и предполагалось, что, начавшись в четвёртом классе, курс постепенно будет расширяться по всем годам обучения в школе. Однако прошло уже пять лет, а расширения курса пока нет. При этом в федеральном государственном образовательном стандарте для основной ступени образования есть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но, к сожалению, пока не прописано её содержание. Поэтому в Церкви считают, что данную предметную область необходимо наполнить учебными предметами по основным традиционным религиям и гражданской этике. Федеральное министерство образования в своём методическом письме отметило, что вышеуказанная предметная область является логическим продолжением курса ОРКСЭ. Следует также заметить, что право выбора модулей должно принадлежать не органам управления в сфере образования, не руководству школы, а только родителям, так как именно родители обладают исключительным приоритетом в воспитании своих детей. Что же касается содержания предметов, то они будут иметь культурологический характер. Опыт такой работы есть, и многолетнее преподавание религиозно-культурных модулей в рамках ОРКСЭ это подтверждает. В нашем регионе модуль «Основы православной культуры» выбирает свыше 70% родителей будущих четвероклассников, и никаких конфликтов на религиозной почве зафиксировано не было. 

У представителей других традиционных религиозных конфессий своя точка зрения.

Как указывает Ахмед МАХМЕТОВ, заместитель муфтия по общественным отношениям Духовного управления мусульман Поволжья, член Общественной палаты Саратовской области, Минобрнауки РФ постоянно подчёркивает тему светскости российского государства и светского характера образования. Но в таком случае преподавание религиозных предметов какой-либо конфессии, тем более углублённое, в эти заявления не вписывается.

— Можно сколько угодно говорить, что религия — неотъемлемая часть нашего общества, но если она становится школьной обязанностью, это вступает в противоречие с идеями светского государства, — считает заместитель муфтия. — Хочется верить, что если решение по более углублённому изучению религиозных культур с 1-го по 11-й класс будет всё же принято, то право на расширенное преподавание курса получат все традиционные религиозные культуры. Дабы в школьной среде не возникало напряжённости и непонимания. 

Комментарий эксперта

Михоэль ФРУМИН, раввин города Саратова, председатель Саратовского областного еврейского религиозного общества:

— Изначально курс предполагал дробление на модули, но, на мой взгляд, сам ход эксперимента подтвердил правильность идеи, которую предлагала еврейская община России. А именно: ввести курс по основам мировой религии и светской этики для всех учащихся, без дробления на модули. В итоге у всех детей будет представление об основных традиционных религиях. Полагаю, рано или поздно нам придётся вернуться к этой образовательной модели. Сам же курс я считаю чрезвычайно важным для общеобразовательной школы, поскольку знания религии необходимы как для расширения кругозора учащихся, так и для их нравственного роста. Но опять же, думаю, нужно это делать в рамках единого курса и постепенно. Я боюсь, что на все школы у нас слишком мало специалистов, которые могли бы не просто прочитать курс, но зажечь в детях огонёк нравственности и святости. Ведь именно это, как я понимаю, было целью данного нововведения. Не хотелось бы, чтобы количество шло в ущерб качеству.

Слова Михоэля Фрумина подтверждают и в школах.

 

Вместо Толстого — Библия?

По мнению Андрея РЫЖКОВА, директора средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина города Балашова, вводить курс основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) с 1-го по 11-й класс, возможно, идея разумная. Вот только существует несколько «но», которые нужно решать.

— Сегодня у нас есть учебный план, предельная нагрузка учеников и мы не можем её увеличивать, иначе нарушим СанПИН, — объясняет Андрей Георгиевич. — Добавлять учебные часы мы не можем — нагрузка у школьников максимальная. В связи с этим возникает вопрос: куда вставлять дополнительные часы по ОРКСЭ? Второй момент: многие школьные учителя, которые ведут этот курс, так и не разобрались, что они преподают: вроде бы начинаем с культурологического информационного курса, а заканчиваем религией. И это создаёт «кашу» в голове преподавателей, поскольку нужно чётко знать: этот курс либо информационный, либо религиозный. Но приобщать детей к религии в рамках общеобразовательной программы запрещено. Я надеюсь, что в скором времени Минобрнауки даст ответы на эти очень важные вопросы.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (пункт 4 статьи 5) устанавливает, что по просьбе родителей администрация муниципальных образовательных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы, но в помещении учебного учреждения. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2833 от 01.07.2003 г. (действующий по сей день) уточняет этот порядок. То есть религиозную «грамотность» можно изучать вне школьной программы.

Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области и один из финалистов федерального конкурса «Лучший директор школы-2014», рассказал, что в школе помимо курса ОРКСЭ, в рамках которого изучается модуль «Основы мировых религиозных культур», существует два кружка «Православие»: в 1-4-х и 5-9-х классах. Выбор модуля и кружков — решение детей и их родителей.

Комментарий эксперта

Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района:

— В нашей школе учатся дети разных национальностей: сейчас 58% казахов, 38% русских, есть цыгане и татары, то есть православие много лет соседствует с мусульманством. Поэтому на уроках ОРКСЭ и внеурочных занятиях — в православных кружках — мы стараемся рассматривать исторический аспект становления и развития всех основных религий. Ученикам это интересно, и не только православным — на такие занятия ходят дети всех национальностей. Школа открыта представителям всех традиционных конфессий, поэтому у нас бывали и алгайский имам, и православный священник. Главное, чтобы в их речах был позыв к добру и совести, лежащий в основах этих религий.

— Я человек неверующий, но иногда и я задумываюсь над тем, как жаль, что у многих молодых людей сегодня нет религии, нет веры во что-то и в кого-то, — говорит Сергей Петрович. — Молодым не на что опереться, и они совершают порой ужасные вещи, о которых мы слышим по ТВ или читаем в интернете. Но не думаю, что с преподаванием во всех классах ОРКСЭ мы решим эти проблемы.

 

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий