Рецензия на фильм "Время первых": Полеты в кандалах

 
Рецензия на фильм "Время первых": Полеты в кандалах

14 апреля 2017     

Валерий Кедров

Фото: cultinfo.ru

Saratovnews

- Сергей Павлович, да мы, если надо, и в кандалах полетим!

- Мы народ, который все время в кандалах. Представляешь, что было бы, если б их не было? Потеряли б равновесие и разбились к чертовой матери!

Вот такой диалог происходит в новом фильме о покорении космоса советскими людьми между Алексеем Леоновым (Евгений Миронов) и Сергеем Павловичем Королевым (Владимир Ильин).

«Время первых», 2017 год, режиссер Дмитрий Киселев, в ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин.

Это рассказ о том, как готовился и был осуществлен первый выход человека в открытый космос. 1965 год. Космическая гонка продолжается. Родное правительство торопит. Любой ценой нужно опередить американцев. Первыми полетели в космос, первыми должны и выйти в него.

Всякой реальной истории, рассказанной единственным из оставшихся в живых, доверия большого нет. Уважение к героям есть, а вот насчет того, чтоб всецело поверить в истинность рассказанного или показанного – с этим проблемы. Не очень верится и в достоверность вот этого разговора между Королевым и, в сущности, мальчишкой Леоновым. Сергей Павлович сомневается в необходимости форсировать события, а будущий космонавт с болью в голосе рассказывает ему о своем детстве и чуть ли не вынуждает шефа принять решение о запуске.

Таковы и многие другие диалоги, в частности – между Леоновым и его напарником по полету Павлом Беляевым. Последнего давно уж нет в живых, потому рассказывай, что хочешь – как перешучивались, как подбадривали друг друга. Никто уже не опровергнет, какие оба были молодцы, но Алексей Леонов – молодец из молодцов.

Хоть и пишут, что блистательный дуэт составили Миронов с Хабенским, за атмосферу настоящего триллера следует благодарить Владимира Ильина. Это несомненная удача, что роль Королева доверили именно ему. И не просто доверили, а еще и выделили эту роль в отдельную сюжетную линию. Королеву постоянно приходится принимать решения, от которых голова идет кругом. И все время рядом находятся коллеги или люди с погонами, которые отговаривают его от скоропалительных выводов. Сначала уговаривают сбросить шлюз для выхода в открытый космос вместе с Леоновым, который перестал выходить на связь. (А тот вроде бы не выходил в эфир исключительно потому, что не хотел никого пугать!) Чтоб спасти хотя бы одного космонавта.

Потом убеждают прекратить поиски приземлившихся космонавтов, поскольку от них не было сигнала. (Тут креативный Леонов догадывается запустить в эфир морзянку, которую ловит радиолюбитель.)

Королев не ошибается. Мучается, но рискует и, в конце концов, просит чего-нибудь покрепче чая. Не шампанского, разумеется. Кстати, чай фигурирует и в той сцене, когда юнец Леонов объясняет Королеву, как нужно любить родину. Леонов и Беляев поутру разлили коньяк, поверив слухам о том, что никуда не полетят. А тут заходит Королев, хватает полстакана и, поморщившись, говорит, что чаек слишком крепок. Нормальный такой советский юмор. Поскольку в зале исключительно советские люди, раздается дружный смех.

Нештатных ситуаций во время полета действительно было много. Где создатели фильма нафантазировали, а где преувеличили – это все можно узнать, почитав о полете Леонова и Беляева документальную литературу. Для фильма же важно, чтобы зрительский интерес не ослабевал, потому он под завязку набит моментами, которые позволяют отнести картину к остросюжетным. Начинается все с прыжка с парашютом Леонова и Беляева, когда последний повреждает ногу. Далее – масса сомнений на земле. Потом – в космосе. Перенасыщенность такими рэперными точками приводит к тому, что смерть электрика,

которого отбрасывает от летательной капсулы во время монтажа оборудования, показывают походя.

Когда зритель знает, что все будет хорошо, очень сложно заставить его нервничать и сопереживать героям. Но авторам фильма это удается. Потому что все сделано по лекалам и законам жанра. Если люк может не закрыться, он не закроется. Если героев могут посетить галлюцинации – встречайте их. Если нельзя залезать в шлюз головой вперед, то потом обязательно объяснят, почему этого не нужно было делать.

Для фильма важно было показать жен героев, переживающих на земле. Тревожные лица действительно продемонстрировали. Женщины симпатичные. Но и только. Когда прервалась прямая трансляция (а была ли она?) полета советских космонавтов по ТВ, никто из них особо не испугался.

Ну и, конечно, присутствует махровая реальность с жестким и требовательным руководством. Но тут все время контраст. Комичный Брежнев с бровями, хмурые генералы, люди в штатском. Наконец, Левитан, записывающий сообщение о гибели космонавтов на случай, если спускаемый аппарат не найдут. (Поскольку искали долго, то требовалось уже определиться – успешным оказался запуск или все-таки трагическим.)

Фильм в итоге получился. Есть шероховатости, но в целом получилось на уровне. Это касается и спецэффектов. После «Гравитации» и «Марсинанина» тут мы точно не первые. Но, показалось, что движемся в нужном направлении.

Как и в картине «Гагарин. Первый в космосе», хорошо показан ужас приземления летательного аппарата. Как раскаляется до красна консервная банка, в которой сидят живые люди. Реально страшно. Сам Алексей Леонов признался, что только после просмотра фильма всерьез испугался того, что сделал много десятилетий назад.

Зрителей на моем сеансе было человек семь. Нельзя сказать, что фильм провалился в прокате, но продюсеры и критики предрекали картине более шумный успех, нежели вышло на самом деле.

Скажу еще, что фильм снят в формате 3D. Но все же съемки не такие, чтоб радоваться этому обстоятельству. Только когда пошли финальные титры, я вспомнил, что нужно снять очки. Пущего погружения в реальность они почему-то не дали. Может, у нас 3D – не такое как везде?

 

Им нужна ваша помощь

Куликов Артём

ДЦП спастический тетропарез

Необходимо 69 080 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Софья Тарасова

ДЦП спастический тетрапарез

Необходимо 106 338 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 18 октября

    Успехи АЭС И ГАЭС взорвали цены на энергию?

    Резкое подорожание электроэнергии для предприятий объясняют пуском дополнительных мощностей на станциях Цены на электричество сошли с ума! Правда, коснулось это пока только предприятий — для населения тарифы, слава богу, остаются фиксированными, неподвластными рыночным капризам, но, как известно, мы живём в мире, где всё взаимосвязано. Если предприятия вынуждены платить

  • 18 октября

    Цены уходят в небо

    Саратовцев ожидает кризисная диета Есть подозрения, что аналитики российского правительства раньше работали в Гидрометцентре. Поскольку если экономические прогнозы и сбывались, то не в этом году и не в нашей стране. Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин ещё летом заявил, что осенью цены на продовольствие подниматься не будут и вообще «ситуация в российской экономике улучша

  • 18 октября

    Правильный путь ООО "Березовское"

    На днях в Ровенском районе прошло совещание по вопросам развития животноводства. Губернатор Валерий Радаев среди активно развивающихся в регионе животноводческих хозяйств мясного направления отметил племпредприятие ООО «Береговское».   Десять лет большого труда В нашей области есть хозяйства, на примере которых можно проследить весь путь развития

Аргументы недели. Поволжье

  • 10 августа

    «Естественное» снижение цен

    Рейтинг событий саратовской недели Всякий визит спикера Госдумы Вячеслава Володина на малую родину оборачивается серьёзными потрясениями и прорывами. На сей раз подвижки начались в решении проблем обманутых дольщиков, строительстве и реконструкции важных социальных объектов.   Ускорение процесса Реки вспять не потекли, небо не упало на землю. Но

  • 03 августа

    Свободу педофилам?

    Рейтинг событий саратовской недели   Если делать хит-парад новостей, ориентируясь на их посещаемость в интернете, то наш рейтинг состоял бы исключительно из криминальных вестей. Информация о заплыве через Волгу всегда уступит в популярности заметке об отпущенном на свободу педофиле. Но у нас не журнал «Человек и закон», потому попытаемся рассказать обо всё

  • 27 июля

    Проводы Аренина

    Рейтинг событий саратовской недели   Самое главное, конечно, произошло в политической сфере. Офи­циально зарегистрированы кандидаты в губернаторы Саратовской области. Удивительно, но факт: выборы в нашем регионе будут альтернативными!   Отфильтрованные кандидаты В каком-то смысле для нашей губернии это сенсация. Ну, то, что про

Saratovnews

  • 13 октября

    Не мажорные ноты

    Будущее пугает с одной стороны неопределенностью, а с другой – удручающей динамикой настоящего. Ну видно же как закручивают гайки, как тяжело бизнесу, как непросто свести концы с концами физическим лицам. А тут еще разговоры о налоге на котов и утилизацию обуви, блокировке пластиковых карточек Сбербанка, если не подтвердите источник доходов. Как жить! "МК в Саратове" р

  • 10 октября

    Крымская табуретка Пиманова

    Нелегкая судьба журналиста-международника в очередной раз забросила меня во Францию. Помните такую шутку? Ну вот судьба журналиста-рецензента, которому положено смотреть свежие отечественные фильмы, точно непроста. Буду краток – я посмотрел "Крым". И вполне достоин за это медали. Я не гордый. "Крым", 2017 год, режиссер и сценарист Алексей Пиманов, в ролях: Ро

  • 10 октября

    Ничего не понимаю!

    Фразу, вынесенную в заголовок, каждый из нас произносил много раз. И не так уж редко мы только делаем вид, что ничего не понимаем. Разыгрываем недоумение. Странно, мол. Я думал, сейчас часов восемь вечера, а, оказывается, уже пять утра. Подобные сценки часто разыгрывают и политики. Ну когда говорят, что выборы были чистыми и прозрачными. Хотя прекрасно знают, что кроется за этой "

Система Orphus