Рецензия на фильм "Время первых": Полеты в кандалах

 
Рецензия на фильм "Время первых": Полеты в кандалах

14 апреля 2017     

Валерий Кедров

Фото: cultinfo.ru

Saratovnews

- Сергей Павлович, да мы, если надо, и в кандалах полетим!

- Мы народ, который все время в кандалах. Представляешь, что было бы, если б их не было? Потеряли б равновесие и разбились к чертовой матери!

Вот такой диалог происходит в новом фильме о покорении космоса советскими людьми между Алексеем Леоновым (Евгений Миронов) и Сергеем Павловичем Королевым (Владимир Ильин).

«Время первых», 2017 год, режиссер Дмитрий Киселев, в ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин.

Это рассказ о том, как готовился и был осуществлен первый выход человека в открытый космос. 1965 год. Космическая гонка продолжается. Родное правительство торопит. Любой ценой нужно опередить американцев. Первыми полетели в космос, первыми должны и выйти в него.

Всякой реальной истории, рассказанной единственным из оставшихся в живых, доверия большого нет. Уважение к героям есть, а вот насчет того, чтоб всецело поверить в истинность рассказанного или показанного – с этим проблемы. Не очень верится и в достоверность вот этого разговора между Королевым и, в сущности, мальчишкой Леоновым. Сергей Павлович сомневается в необходимости форсировать события, а будущий космонавт с болью в голосе рассказывает ему о своем детстве и чуть ли не вынуждает шефа принять решение о запуске.

Таковы и многие другие диалоги, в частности – между Леоновым и его напарником по полету Павлом Беляевым. Последнего давно уж нет в живых, потому рассказывай, что хочешь – как перешучивались, как подбадривали друг друга. Никто уже не опровергнет, какие оба были молодцы, но Алексей Леонов – молодец из молодцов.

Хоть и пишут, что блистательный дуэт составили Миронов с Хабенским, за атмосферу настоящего триллера следует благодарить Владимира Ильина. Это несомненная удача, что роль Королева доверили именно ему. И не просто доверили, а еще и выделили эту роль в отдельную сюжетную линию. Королеву постоянно приходится принимать решения, от которых голова идет кругом. И все время рядом находятся коллеги или люди с погонами, которые отговаривают его от скоропалительных выводов. Сначала уговаривают сбросить шлюз для выхода в открытый космос вместе с Леоновым, который перестал выходить на связь. (А тот вроде бы не выходил в эфир исключительно потому, что не хотел никого пугать!) Чтоб спасти хотя бы одного космонавта.

Потом убеждают прекратить поиски приземлившихся космонавтов, поскольку от них не было сигнала. (Тут креативный Леонов догадывается запустить в эфир морзянку, которую ловит радиолюбитель.)

Королев не ошибается. Мучается, но рискует и, в конце концов, просит чего-нибудь покрепче чая. Не шампанского, разумеется. Кстати, чай фигурирует и в той сцене, когда юнец Леонов объясняет Королеву, как нужно любить родину. Леонов и Беляев поутру разлили коньяк, поверив слухам о том, что никуда не полетят. А тут заходит Королев, хватает полстакана и, поморщившись, говорит, что чаек слишком крепок. Нормальный такой советский юмор. Поскольку в зале исключительно советские люди, раздается дружный смех.

Нештатных ситуаций во время полета действительно было много. Где создатели фильма нафантазировали, а где преувеличили – это все можно узнать, почитав о полете Леонова и Беляева документальную литературу. Для фильма же важно, чтобы зрительский интерес не ослабевал, потому он под завязку набит моментами, которые позволяют отнести картину к остросюжетным. Начинается все с прыжка с парашютом Леонова и Беляева, когда последний повреждает ногу. Далее – масса сомнений на земле. Потом – в космосе. Перенасыщенность такими рэперными точками приводит к тому, что смерть электрика,

которого отбрасывает от летательной капсулы во время монтажа оборудования, показывают походя.

Когда зритель знает, что все будет хорошо, очень сложно заставить его нервничать и сопереживать героям. Но авторам фильма это удается. Потому что все сделано по лекалам и законам жанра. Если люк может не закрыться, он не закроется. Если героев могут посетить галлюцинации – встречайте их. Если нельзя залезать в шлюз головой вперед, то потом обязательно объяснят, почему этого не нужно было делать.

Для фильма важно было показать жен героев, переживающих на земле. Тревожные лица действительно продемонстрировали. Женщины симпатичные. Но и только. Когда прервалась прямая трансляция (а была ли она?) полета советских космонавтов по ТВ, никто из них особо не испугался.

Ну и, конечно, присутствует махровая реальность с жестким и требовательным руководством. Но тут все время контраст. Комичный Брежнев с бровями, хмурые генералы, люди в штатском. Наконец, Левитан, записывающий сообщение о гибели космонавтов на случай, если спускаемый аппарат не найдут. (Поскольку искали долго, то требовалось уже определиться – успешным оказался запуск или все-таки трагическим.)

Фильм в итоге получился. Есть шероховатости, но в целом получилось на уровне. Это касается и спецэффектов. После «Гравитации» и «Марсинанина» тут мы точно не первые. Но, показалось, что движемся в нужном направлении.

Как и в картине «Гагарин. Первый в космосе», хорошо показан ужас приземления летательного аппарата. Как раскаляется до красна консервная банка, в которой сидят живые люди. Реально страшно. Сам Алексей Леонов признался, что только после просмотра фильма всерьез испугался того, что сделал много десятилетий назад.

Зрителей на моем сеансе было человек семь. Нельзя сказать, что фильм провалился в прокате, но продюсеры и критики предрекали картине более шумный успех, нежели вышло на самом деле.

Скажу еще, что фильм снят в формате 3D. Но все же съемки не такие, чтоб радоваться этому обстоятельству. Только когда пошли финальные титры, я вспомнил, что нужно снять очки. Пущего погружения в реальность они почему-то не дали. Может, у нас 3D – не такое как везде?

 

Им нужна ваша помощь

Начарова Анастасия

ДЦП

Необходимо 53 692 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Аскеров Тимур

ДЦП спастический тетрапарез

Необходимо 8 960 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 26 апреля

    Под общественным контролем

    При правительстве Саратовской области заработал общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Всем очевидно, что качество жизни населения напрямую зависит от качества коммунальных услуг и уровня благоустройства в городах и сёлах.    Но разнообразных проблем в системе ЖКХ накопилось так много, что органам власти и управляющим компаниям без

  • 26 апреля

    Команда и формула её успеха

    Флагман сельского хозяйства Балашовского района ООО «Земледелец-2002» отметил 15-летие своей деятельности Сельхозпредприятия, как люди, рождаются, растут, часто в муках и ошибках, наконец, достигают своего расцвета. Конечно, такой путь наверх выпадает далеко не всем — для этого нужны условия и, прежде всего, люди, которые эти условия создают. История становления ОО

  • 26 апреля

    Новые мосты приходят на смену

    В саратовском регионе, несмотря на резкие перемены в апрельской погоде, активно начался сезон дорожных работ. Вот уже третий год жители области становятся свидетелями больших перемен на Р-22 «Каспий», подъездной дороге к городу Саратову, протяжённостью 223,6 километра.Этот объект дорожного хозяйства с 2015 г. находится на балансе ФКУ «Черноземуправтодор».

Аргументы недели. Поволжье

  • 27 апреля

    Люди, львы, орлы и куропатки

    Почему кусается саратовская действительность?   Всем известен футуристический монолог Нины Заречной из «Чайки» про мировую душу, вобравшую в себя всё живое. В Саратовской области каждый пока существует по отдельности, но разнообразие фауны даже в рамках проанонсированной агломерации способно порадовать любителей Чехова и африканских сафари.  

  • 20 апреля

    Юрий Кравец: «Здесь не прощают игры вполсилы»

    Известный театральный актёр, педагог и руководитель о гастролях МХТ им А. П. Чехова в Саратове, прошлом и будущем Старого ТЮЗа 23 апреля в Старый ТЮЗ на ул. Вольской, 85, придут школьники из Саратова и всей области. Здесь они встретятся с руководителями легендарной школы-студии МХТ им А. П. Чехова, которые будут давать им рекомендации и проводить отбор потенциальных студенто

  • 13 апреля

    Космонавтика и урбанистика

    Саратов празднует и скорбит День космонавтики в Саратове отмечают, как Новый год. К бою курантов готовят салат оливье и открывают шампанское. На День космонавтики совершают паломничество к памятнику Гагарину в Саратове, а потом едут на место приземления первого в мире космонавта в Энгельсский район.   Первые лётные азы Так было и вчера, 12 апреля

Saratovnews

  • 25 апреля

    Обзор саратовских СМИ. Что хотим услышать?

    Это большое искусство – говорить то, что от тебя хотят услышать. Причем нужно точно все рассчитать, чтобы твой словесный поток воспринимался не как заискивание, а как экспромт. У нас таких мастеров полно, в том числе среди журналистов. Главное – погрузиться в материал, пропустить его через себя. И вот уже про обмолот зерновых и пуск свинокомплекса пишешь с надрывной ноткой. Да и поч

  • 21 апреля

    Рецензии на фильмы "Она" и "Коммивояжер"

    Никогда не понимал, как можно жить в доме со стеклянными дверями. Понятно, что от насилия и металлическая дверь не всегда может спасти, но все-таки. Что все сделали после развала Союза? Правильно, поменяли деревянные двери, обитые дерматином разных форм, на железные. И теперь, когда смотришь западный фильм, в котором семья живет в частном доме, где сразу несколько стеклянных дверей, п

  • 18 апреля

    Обзор СМИ Саратова. Могло быть и хуже

    Древнегреческие эстеты-философы по-разному трактовали, что такое "счастье". Одни полагали, что человек рожден для удовольствий, и свою жизнь нужно устраивать таким образом, чтобы побольше этих удовольствий вкусить. Другие уверяли, что нужно лишь избегать страданий, тогда-де и наступит то самое счастье. Или вот еще – счастлив тот, не у кого много, а кому достаточно. Пож

Система Orphus