Никогда не понимал, как можно жить в доме со стеклянными дверями. Понятно, что от насилия и металлическая дверь не всегда может спасти, но все-таки. Что все сделали после развала Союза? Правильно, поменяли деревянные двери, обитые дерматином разных форм, на железные.
И теперь, когда смотришь западный фильм, в котором семья живет в частном доме, где сразу несколько стеклянных дверей, просто физически испытываешь дискомфорт. Ну и понятно, что одну из этих дверей сейчас разобьют, и начнется собственно действие.
"Она", 2016 год, режиссер Пол Верховен, в ролях: Изабель Юппер, Лоран Лафит, Шарль Берлен.
Новая работа Пола Верховена (автора "Основного инстинкта" и "Звездного десанта") максимально реалистична. Настолько, что вспоминаются фильмы Ким Ки Дука и Пак Чхан Ука. Сюжет мрачен и безрадостен.
В первой же сцене насилуют главную героиню (49-летнюю Мишель играет 63-летняя на тот момент Изабель Юппер). В дальнейшем выясняется, что она дочь известного и давно мотающего пожизненный срок маньяка, который 39 лет назад без всяких причин устроил самую настоящую бойню. И вот он сидит, а дело его живет.
Мишель владеет компанией, производящей компьютерные игры. Кровь в них льется рекой, крики сменяются сладострастными стонами. Да что я вам говорю – вы же знаете современные игрушки. На склонности человека к жестокости коллектив профессионалов зарабатывает звонкую монету. Насилие становится товаром. Таким же как алкоголь или колбаса. Добавить крови, больше похоти – советует коллегам Мишель. Звучит, как рецепт какого-нибудь изысканного блюда.
Главная героиня по фильму жертва. После насилия она получает гаденькие сообщения от нового маньяка. А потом и вовсе знакомится с ним. Игра продолжается и в жизни. Мишель пытается понять, кто же над ней надругался. Однако способных на это она встречает на каждом шагу. Сосед, подчиненный, бывший муж, любовник…
Вместе с тем Мишель – достойная дочь своего отца. Она пытается весь мир переделать то ли под свое представление о том, какой должна быть реальность, то ли в очередную компьютерную бродилку-стрелялку, где у каждого своя роль со словами и криками. Будто окружающие ее люди – не индивидуальности, а какие-то заготовки, которые можно обработать на станке.
Впрочем, каждый чем-то одержим. Престарелая мать хочет выйти замуж за альфонса, сын зависим от своей истеричной девушки. Сама Мишель и помогает родным, и мучает их. Ну это да: самые близкие люди – и самые искусные садисты. Они же знают все наши слабые места, потаенные страхи и комплексы.
Насилие, как одна из главных форм зла, распространяется подобно цепной реакции. Фильм о том, что чуть ли не в каждом живет зверь. И он лишь ждет, когда чаша переполнится. В какой-то момент одной капли достанет, чтобы человек сорвался и совершил нечто ужасное.
Сколько раз за жизнь вы восклицали, что перестреляли бы всех? Сколько раз желали зла, да что там – мук адовых своим врагам и недругам? Было такое? Тогда этот фильм для вас.
"Коммивояжер", 2016 год, режиссёр Асгар Фархади, в ролях: Шахаб Хоссейни, Таране Алидусти, Бабак Карими, Мина Садати.
Изабель Юппер была в числе номинантов на «Оскар» в номинации за лучшую женскую роль. А вот "Коммивояжер" получил статуэтку как лучший фильм на иностранном языке.
У иранского кино свои особенности. Здесь нет и не может быть откровенных постельных сцен. Но лента пропитана насилием, может быть, даже сильнее фильма Верховена. Мир трещит по швам с самых первых кадров, когда показывают разрушающийся дом. Эмад и Рана спасаются бегством.
Они играют в самодеятельном спектакле по пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжера" (конечно, в фильме много аллюзий) и параллельно с этим ищут новое жилье.
Знакомый предлагает неплохую квартирку, но когда-то здесь жила женщина легкого поведения, к которой ходило много мужчин. По стечению обстоятельств один из них оказывается в этой квартире, когда новая хозяйка принимает душ. И что-то с ней делает. Зрителя в подробности не посвящают. Но от этого только страшнее. И этих страхов столько, сколько зрителей в кинозале. Ведь каждый вообразил что-то свое.
Рана попадает в больницу с травмой головы, но еще чувствительнее психологическая травма. В полицию решили не обращаться – соседи отсоветовали. Попробуй докажи им, что Рана не сама открыла дверь негодяю, пойдут разговоры…
Эмад в замешательстве, поначалу он инертен, как всякий интеллигентный педагог. Но постепенно начинает собственное расследование, которое проливает свет на случившееся, а заодно и на темную сторону души самого Эмада.
Дальнейшие события нарастают как снежный ком. Задетое мужское самолюбие мужа Раны, жажда мести помогают ему выследить негодяя. И тут уже сам Эмад проявляет несвойственную ему жестокость, издеваясь над человеком, имеющим проблемы с сердцем. Эмад не в силах остановиться, даже когда Рана просит его об этом. Тут уже не стремление восстановить справедливость, а уязвленное мужское самолюбие.
Своим поступком незнакомый мужчина выбил почву из-под ног пары. Он нанес моральное увечье. Это было как землетрясение, после которого люди шокированы, а чувства их приглушены. Но ответная жестокость не способна принести облегчение. Напротив она довершает разрушение брака, поскольку имеет те же корни.
Одно насилие порождает другое. И нужно найти силы остановиться и простить. Кто-то должен это сделать первым. Иначе действительно весь мир развалится у нас на глазах. Как дом Эмада и Раны в первых кадрах.
Хотя ставишь себя на место Эмада и… вот убил бы!
Валерий Кедров