Главная / Издания / Кто поймает рыбу-мечту?

Кто поймает рыбу-мечту?

Кто поймает рыбу-мечту?
27 июня 2017

Валерий Кедров

Фото: kinopusk.net

Saratovnews

Продолжаю настаивать, что в современном российском кинематографе есть, что посмотреть. И, кажется, даже стало легче получаться находить это достойное кино.

"Рыба-мечта", 2016, Россия, Эстония, режиссер Антон Бильжо, в ролях: Владимир Мишуков, Северия Янушаускайте, Максим Виторган, Андрей Бильжо.

Фильм позиционируется, как сказка для взрослых и черная комедия. Хотя сам Антон Бильжо, по-моему, так и не определился с жанром. Это критики мастаки заносить каждую ленту в конкретную категорию. А когда не знаешь, что снимаешь, получается арт-хаус. Говорю об этом без иронии. Интуитивное зачастую гораздо глубже и мудрее тщательно прописанного и структурированного.

Значит, так: Роман – 40-летний корректор, уехавший из Питера в Прибалтику, дабы в уединении начать и завершить труд всей своей жизни. Ведь каждый человек должен сделать нечто, что останется после него. Для Романа это корректура энциклопедии "Рыбы Балтийского моря", написанной нобелевским лауреатом профессором Полянским.

Корректор ходит по берегу, слушает шепот морских волн, проникается атмосферой. А дальше происходит то, что и должно было случиться, исходя из названия картины. Ну кто такая рыба-мечта? Ясно, что русалка. Прибалтийская. Пряного посола. Спасает она главного героя, который натурально тонет, вытаскивает на берег. Потом еще раз, потому что Роману опять захотелось увидеть Хелену. И все заверте...

В фильме действительно много секса, потому гоните от экрана малолетних зрителей. Насмотрятся еще. Тем более что секс тут чисто механический, никакой романтики.

Антагонист Романа – Марк. Это Максим Виторган из "Дня выборов". Ну в смысле он оттуда прямо в образе пришел к Бильжо. Обычный бабник, для которого пих на первом месте, на втором, на третьем... В общем, там места в топ-50 все заняты.

Когда Марк зовет Романа развлечься с девушками, гостьями курортного отеля, корректор отказывается и неоднократно становится объектом для едких шуток своего неугомонного визави. Но как можно – работа важнее, труд всей жизни.

А тут Хелена. И побоку корректура на долгие дни. И пошел к черту этот нобелевский лауреат. Ну в смысле он все успеет. Вот только надо уточнить сколько лап у морского таракана.

Великолепная Северия Янушаускайте, исполнившая роль Хелены, возможно, кому-то вспомнится по фильму Анны Меликян "Звезда". Кстати, у Меликян есть своя "Русалка", снятая в 2007 году. Но там больше о людях и мегаполисе. Здесь о плотском и духовном. Причем явно в пользу плотского.

Найти настоящую любовь со всеми ее обязательными и произвольными составляющими важнее самого выдающегося труда. Любовь делает человека счастливым, а не посмертная слава. И яркий представитель интеллигентского планктона мог бы и пораньше это уразуметь.

Кто не мечтает о большой любви? А вот получите. Больше не бывает. И очень быстро главный герой тонет в этой любви, как в море. (Говорят же, что из двоих любящих, всегда кто-то любит сильнее.) Смешно то, что спастись Роман пытается с помощью всех этих дафний и морских тараканов.

- Ты или пишешь, или трахаешься! - жалуется Роман Марку, приводя того в восторг. И Марк начинает писать. А Роман продолжает копаться в себе, как в лапах таракана. И, конечно, запутывается.

Все люди мечтают. Но нет ничего страшнее того момента, когда самая большая мечта сбывается. Многим сбывшаяся мечта не то что не по карману – не по мозгам, не по чувствам. Для таких лучше, чтобы рыба-мечта оставалась непойманной и являлась только во снах.

Сначала показалось, что Бильжо-младший решил оттоптаться на теме сказочных хэппи-эндов. Это ж только в детстве не вызывает вопросов концовка «И стали они жить-

поживать да добра наживать». А с возрастом вопросы появляются. Что это за счастье такое – жить-поживать да добро наживать? Вот столько они преодолели преград на своем пути, столько выстрадали ради своей прекрасной любви, и все это, чтобы подушки да перины коллекционировать? Или сундуки денег?

То Снегурочка растает, понимаешь. Горе великое. А смог бы суженый-ряженый жить с этой ледышкой? В баню он с ней ходил бы или с горничной?

Или Иван-дурак, ставший добрым молодцем женится на принцессе. Тоже вроде все у них должно быть хорошо. Но дураком-то он не перестанет быть! Про это ни в одной сказке нет. Красавцем заделался – да, а про то, что поумнел – ни слова.

А Русалка? В народном творчестве давно уже тема обыграна. Ну когда рыбак выбрасывает пойманное обратно в водоем и на недоумение отвечает "А как?" Действительно – делаешь сказку былью, и нелепость прорастает бурьяном.

Вот пришел ты с нею в ресторан, предложил рыбу, а она подошла к аквариуму, хвать и в рот. Это в фильме было. Было и много чего другого, про что рассказывать не стану, сами смотрите.

Скажу только что, посмотрев половину фильма, вы не угадаете, чем все завершится. А завершилось, на мой взгляд, как-то слишком уж сумбурно. Кто много пишет, знает это чувство. Ну когда придумал хорошую тему, набросал несколько острот, и вот уже чувствуешь, что хватит этого для приличного текста. Но надо как-то еще и закончить. А там уже на кухню зовут, запахи из духовки. И по-быстренькому так – раз-раз – готово!

Вот и Бильжо, чувствуется, кто-то позвал. Хотя справедливости ради – поднятой темы и неспешного, стильного изложения, хорошей актерской игры действительно достаточно для запоминающегося дебюта. (Это первый полнометражный фильм Антона.)

Ну и музыкальное сопровождение бесподобно. Филипп Гласс – как марка дорогого виски. А композиция трех русалок напомнила творчество забытых сегодня "Кокто Твинс" (тоже, кстати, трио). Поют Хелена и ее сестры как сирены морские. Ну а как еще должны петь русалки?

Валерий Кедров

Оставить комментарий