Проснулся, а время заклинило. День повторяется. «I got you babe…» Или оказался в другом времени. Или проснулся в другом теле. Противоположного пола. Или мухой. Стал ребенком или вообще конечностью. Сколько подобных приемов использовал синематограф – не сосчитать. В новой исландско-американской картине главные герои проснулись одни на земле.
"Боке", 2017 год, Исландия, США, режиссеры Джеффри Ортвейн, Эндрю Салливан. В ролях: Майка Монро, Мэтью О’Лири.
Парень с девушкой выбрались отдохнуть в Исландию. Из Америки. Целый день бродили по побережью, купались в теплом источнике, лазили по каким-то развалинам. А утром упс – нет никого. Вообще никого. Нет людей на улицах, нет в магазинах. Машины стоят пустые, некоторые заведенные.
Может, праздник какой, предполагает главный герой. Но нет людей и в интернете, да и интернет весь вчерашний. Никаких обновлений в соцсетях, родные не берут трубку. В общем, жуткая ситуация. Медленно, день за днем, приходит понимание того, что это не забава и не чей-то розыгрыш. Что-то произошло, но причины не ясны. Как будто кто-то нам когда-то объяснял, почему мы рождаемся и для чего живем.
Шахматные дебюты различны, но из одного начала партия запросто может перейти в другое. Так и здесь. В какой-то момент понимаешь, что совсем недавно смотрел уже похожий фильм. Речь о "Пассажирах" Мортена Тильдума. Только там двое оказались в космическом корабле, а тут – на острове. Остальное в принципе то же. Вокруг – космос и никого более. Правда, с едой нет проблем и свободным временем…
Я не лентяй. Погуглил по поводу названия. В общем, боке – это (от яп. бокэ — "размытость", "нечёткость") – термин, появившийся в русском языке в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии.
Парень всю дорогу бегает со старым пленочным фотиком, уверяя, что как раз больше всего ценит отдельные части кадра. Красота ему видится во всем. (Восхищение вызывает работа оператора. И вот еще. Исландия с ее природой в первозданном виде, водопады, гейзеры, ледники, - вполне самостоятельный и важный персонаж фильма.) Он, конечно, тоже ошарашен, но печалится не сильно. Такие виды вокруг. Зачем пытаться понять всю картину? Достаточно того, что прекрасны ее части. Например, те, где он с любимой девушкой на фоне леса.
Довольно схематично противопоставлены две жизненных позиции. Девушка рефлексирует, испытывая хирэ – тоску по дому, в который никогда не вернешься или которого никогда не было. Совсем забыл, тут есть еще один персонаж. Ближе к концу фильма пара находит чуть живого старика, который успевает рассказать девице о хирэ и скончаться.
Парень же убеждает подругу, что ничего ужасного не случилось. Я не про старика. Они все еще могут "прожить хорошую жизнь". Да и жизнь сама по себе восхитительна. А их новое положение открывает и новые перспективы.
Все вокруг твое, можно ночевать в любом доме, затариваться в любом магазине. Кто не мечтал об этом? Но человеку не нужно больше, чем он может съесть и унести. Мне кажется, так должна была ощущать себя заблудившаяся Маша, которая набрела на дом медведей. Вот это желание поесть из всех тарелок и поваляться на всех кроватях – откуда оно?
В Исландии все отлажено. Здесь нет используемых месторождений нефти и газа. Потому электричество – от гидроэлектростанций и геотермальных источников. На десятилетия вперед можно быть спокойными. А вот некоторые бытовые моменты напрягают. Например, надо постараться не травмироваться. Парень катается на тележке для продуктов, падает и царапает руку. Девушка в ужасе. А если б он что-то сломал себе? Да
сломал-то ладно, а если аппендицит или еще что? Кто вылечит? Короче, нужно быть очень осторожным.
Хороша и сцена в лифте. Когда герой заходит в кабину, нажимает на кнопку, она срабатывает не сразу, двери начинают закрываться, и тут до него доходит, что если сейчас лифт встанет, то подруга его не найдет. И на помощь никто не придет. Потому что других людей нет. Словом, есть у ситуации "одни на целом свете" свои особенности.
Парень позитивен. Постоянно что-то делает, какую-то черпалку воды смастерил. Человек остается человеком, пока чем-то занят – физическим трудом, расширением кругозора.
Подумалось, что остаться вдвоем в Европе было бы интереснее. Машин и бензина полно, все страны можно объездить. Да что там – пешком или на велике можно путешествовать. Побывать во всех музеях, попробовать все вино мира. Накачать фильмов на всю жизнь, набрать штук двадцать ноутбуков, больше все равно не понадобится. Все книги в твоем распоряжении, все кинотеатры! Но, как говорится, не мы решаем.
- Мы попали в какую-то нереальную ситуацию, а ты считаешь, что это божественная ошибка? – раздражается то и дело спутница главного героя.
В итоге она топится в бассейне, он пытается последовать за ней. Но надо быть Мартином Иденом, чтобы довести дело до конца. Жизненная сила выталкивает на поверхность воды. Мартин сделал все четко, потому что выпрыгнул посреди океана и нырял до тех пор, пока его не оставили силы. На подъем их уже не хватило. Утопиться в бассейне таким образом невозможно, поэтому парень садится за руль и уезжает.
Ужасает, что своим поступком девушка оставила героя совсем одного. Все-таки твоя жизнь – это не только твоя жизнь.
… Помню, когда на моем ТВ стало много каналов, я нашел канал для релаксации. Не помню, как назывался. Но там по 5-10 минут показывали красивые виды конкретных точек земного шара. Просто включили камеру и оставили. Норвежский берег, с накатывающимися волнами. Острова в Тихом океане. Побережье Австралии.
Этот фильм такой же. Для медитации. Неспешный, лиричный. Обычно ленты обсуждают потом, после титров. О "Боке" можно говорить и во время просмотра. Невольно примеряешь на себя ситуацию, в которой оказались герои. И думаешь, как бы ты поступил. Остаться одному страшно. Но жить все равно интересно.
Валерий Кедров