Главная / Издания / Сто лет назад

Сто лет назад

Сто лет назад
03 ноября 2017

Алексей Блиндяев

Фото: oldsaratov.ru

Saratovnews

В подростковом возрасте многие тонкие натуры приходят к убеждению, что родились слишком поздно. Девочки думают, что были бы хорошими принцессами. Мальчики – что дрались бы на дуэлях за честь прекрасных дам и совершали всякие подвиги во имя отчизны. Никто не думает, что 100-300-500 лет назад жизнь была другой. Не было гаджетов, соцсетей, телевизора, теплых туалетов, не было возможности мыться каждый день.

Какой исторический фильм ни посмотри, везде герои уже одеты и причесаны. Мужчины гладко выбриты. Лента о средних веках, а у него бакенбарды пострижены так, как не в каждом барбершопе справятся. Да и какие стрижки могли тогда быть? Отхватили ножницами или топором хвост, челку кинжалом укоротил, и слава богу.

Клопы опять же. Прочая антисанитария. Вместо нежной туалетной бумаги – лист лопуха. Подтерся и – извольте ручку, сударыня.

Но все равно тянет примерить на себя 19-й век или 17-й. Вроде там лучше было. Хоть и жили 30 лет, а в 40 с небольшим человек считался стариком.

"МК в Саратове" напоминает об Октябре 1917-го. "100 лет назад большевики, не раз списанные с политических счетов, сумели взять и удержать власть. Они погубили Россию. Они спасли Россию. Ленин — предатель. Ленин — спаситель. Все эти резко полярные точки зрения до сих пор живы, актуальны, применимы к нашим реалиям и, чёрт возьми, по-своему справедливы. Всё-таки речь идёт о самом резонансном и самом противоречивом событии XX в., спектр истолкований которого колеблется от "плюс бесконечность" до "минус бесконечность".

Далее рассказывается о судьбе саратовской тройки деятелей, захвативших власть век назад. Это Владимир Антонов-Саратовский, Михаил Васильев-Южин и штабс-капитан Пётр Щербаков, ставший позднее первым военным комиссаром уже советской Саратовской области. Жизнь у всех сложилась по-разному.

"Участник трёх революций, Михаил Иванович вёл агитационную работу в Петербурге, Баку, Саратове, публиковался в нелегальной партийной прессе, а после событий Октября и руководящей работы в нашем городе вошёл сначала в Коллегию НКВД, а потом — и в историю в статусе одного из создателей советской юстиции и основателей славных принципов "пролетарского сознания" и "революционной необходимости", господствовавших в эпоху Большого террора. Принципы эти Михаила Ивановича и прихлопнули: ровно 80 лет назад и точно к двадцатилетию революции, в ноябре 1937-го, Васильев-Южин был расстрелян, в том числе за "отвратительные ужимочки", как напишет о своём соратнике по установлению Советской власти в нашем городе Антонов-Саратовский.

Сам Владимир Павлович оказался счастливее Южина и пули избежал… Он благополучно вошёл в состав Верховного суда СССР (1923-1938), работал на Шахтинском процессе (1928), в деле Союзного бюро меньшевиков (1931) и Промпартии (1930), а в 1941-м стал персональным пенсионером СССР и, разменяв девятый десяток, благополучно дожил до 1965-го.

Ещё более долгая жизнь была уготована Петру Щербакову — третьему "мушкетёру" военного совета в Саратове, созданного в дни Октябрьской революции… По мере успокоения ситуации в стране и в армии Пётр Наумович занимает более подобающий ему по уровню пост командира дивизии, а затем выходит в отставку и занимается спокойной бумажной работой — в прямом смысле: руководит строительством целлюлозно-бумажного комбината… И, самый неяркий из трёх отцов-основателей саратовского Военного совета, доживёт до 1982-го, почти до наших дней".

Думали вы, кем были бы в 1917 году? С кем? За белых или за красных? Буржуев били бы и отбирали у них имущество или кричали "Не смейте!" и хватали бы вооруженных босяков за руки? А, может, занавесочку на окне прикрыли бы и свет погасили? Когда кого-то бьют, реакция у всех разная.

Сегодня довольно часто бьют журналистов. В этой связи наш коллега и депутат Саратовской областной думы Вадим Рогожин предложил приравнять свою профессию к профессии правоохранителя и наделить журналистов соответствующими полномочиями. "Репортер" обратился за комментарием к члену СПЧ, директору Московского бюро по правам человека Александру Броду, который сказал:

"- Да, насилие в отношении журналистов в нашей стране уже четверть века является серьезной проблемой. С того момента, как в стране появляются свобода слова, журналисты начинают активно ею пользоваться: проводят свои расследования, предают гласности факты коррупции в различных сферах…

Неоднократно возникала идея об усилении ответственности за нападение на журналистов. Лично мне эта мысль не кажется здравой: на мой взгляд, реализация подобной инициативы только запустить своего рода цепную реакцию среди представителей других профессий. Что мешает, например, следующими выступить врачам (они, кстати, выступают с аналогичными заявлениями уже давно)?

Чем, действительно, врачи хуже? Работают они также за копейки, ездят и ходят по вызовам по бездорожью и пробкам, да еще и регулярно подвергаются опасности со стороны неадекватных пациентов. Потом придет очередь учителей: ученики-де способны прийти на урок с ножом или ружьем, да и родители порой бывают не совсем адекватными, так что источников повышенной опасности и в школе предостаточно. Получается, что практически всем нам нужны меры повышенной безопасности и средства для их обеспечения, то есть специальные особые полномочия".

Завершает свой ответ Брод упованиями на то, что государство должно сделать суды неподкупными. И тогда, мол, никто не уйдет от ответа. Но сто лет назад люди тоже верили, что скоро настанет светлое будущее.

А еще сто лет назад строили дома, которые теперь считаются образцами хорошего вкуса. Вокруг них ломают копья, зарабатывают и теряют большие деньги. КБ "Стрелка" придумало новый дизайн-код в отношении вывесок. Мол, уменьшить их надо, чтоб красоту не закрывали. А предприниматели недовольны – выручка падает.

"Провинциальный телеграф" цитирует владельца бренда "Яблонька" Александра Баранова:

"– У нас не Монако, там много туристов, там и так сойдет. Нам надо вкладываться в интересную, яркую вывеску... У нас всего два десятка зданий – реальные памятники архитектуры. В основном это какие-то бараки... Тем не менее, чтобы что-то с ними сделать, в том числе повесить вывеску, требуется согласование. А без рекламы бизнес не выживает. Весь Нью-Йорк в рекламе. А нам почему нельзя?"

Автор публикации, правда, журит Баранова. Мол, где Нью-Йорк, а где Саратов. Да в Нью-Йорке и зданий исторических нет! А у нас купеческий город. Но современные купцы очень скаредные.

"Нет полной солидарности даже среди властей. Так, депутат Саратовской городской думы Виктор Марков рассказал о своей прогулке по Московской. По его непросвещенному мнению, на месте, где еще недавно на зданиях были довольно приличные вывески, теперь видны провода и неокрашенные фасады.

– Я думаю, что с таким энтузиазмом администрации не стоило бы кидаться на выполнение заданий КБ "Стрелка". Это, конечно, уважаемый институт, они многое делают для города, но у нас есть более важные, неразрешенные проблемы – с водоканалом, с дорожным покрытием, с горэлектротрансом, с тротуарами, с дорожной разметкой и так далее, – перечисляет Марков.

– Почему так неистово бросились бороться с предпринимательскими вывесками и с предпринимателями, остальное пустив по боку, мне не понятно. Нужно прислушиваться и к мнению предпринимательского сообщества, и горожан, и, в первую очередь, делать то, что более необходимо. Мне кажется, с этими вывесками мы могли бы прожить. По мне лучше бы тротуар сделали на те деньги, которые были потрачены на их демонтаж".

Парируйте! Ну действительно – как можно заниматься такой ерундой, когда в городе столько реальных проблем! Вот представьте, что сто лет назад большевики не почту, банк, телеграф побежали брать, а зоопарк с бегемотами. Но у нас брать зоопарк – стратегия развития региона. Ни больше, ни меньше.

Сужу об этом, прочитав в "Саратовской областной газете" о намерении властей запустить в Саратове детскую железную дорогу.

"Разработчики считают, что она станет еще одним туристическим брендом областного центра. Кроме того, важна образовательная составляющая: под руководством опытного инструктора дети будут учиться управлять поездом.

В числе возможных вариантов размещения объекта – сквер на улице Рахова, парк Победы на Соколовой горе и территория новой набережной. Именно последний вариант оказался лидером народного голосования".

Батюшки, оказывается, и голосование уже идет! Это, наверное, как с переходом на "саратовское" время. Провернули дельце, а потом сказали – вас же опрашивали!

"Движение начнется от улицы Провиантской и завершится в районе грузового порта в Заводском районе. Общая протяженность маршрута в этом случае составит 4 километра, продуманы четыре остановки".

Я так понимаю, после этого можно и не заикаться о скоростном трамвае. Скажут – не, мы вот это имели в виду. Для детей. А взрослые трамваи у нас и так скоростные.

Мне вот интересно, а у царя тоже была своя газетка? "Царская правда", например. И все там про него – как проснулся, что кушал, что надел. И, конечно, сплошные цитаты с различных мероприятий. Как сказал царь… Заметило Его Величество…

Не знаю, как тогда, а теперь все это есть. Всякий новый начальник вправе рассчитывать на то, что его будут ласкать как родного. Сараев не даст соврать. А теперь вот Исаев.

"Саратовская панорама" пишет о каждом шаге Валерия…, нет, уже Михаила Исаева.

"В ближайшие три года Елшанка должна стать максимально комфортной территорией для проживания горожан. На минувшей неделе исполняющий полномочия главы Саратова Михаил Исаев встретился с жителями и познакомил их с масштабным проектом комплексного благоустройства поселка…

Как сообщил Михаил Александрович, план предусматривает…

Особое внимание будет уделено…

Михаил Исаев заверил…

Кроме того, решено создать общественный совет, координирующий благоустройство микрорайона. Михаил Исаев подчеркнул, что в его состав должны войти не чиновники и директора, а жители Елшанки".

Ну вот, это вкратце содержание муниципальной газеты на то время, пока Исаев будет главой города. Потом фамилия у главы поменяется, а текст останется прежним.

Это сегодня восторги, а пройдет… даже не сто лет, а гораздо меньше, и писать будут без слюней.

"Газета недели" в связи с назначением Вадима Ойкина главой экономического блока в правительства Радаева вспоминает его предшественников.

В правительстве Аяцкова первым главным экономистом был Вячеслав Володин. После отбытия оного в Москву "курировать экономику стал тогдашний министр экономики Сергей Шувалов. Причем должность министра за Шуваловым оставили, но он стал еще и заместителем председателя правительства, которому подчинялось министерство финансов. Говорят, по тем временам это был грамотный шаг. Шувалов мог, как экономист, разрабатывать финансовые схемы поддержки бизнеса и, как человек, курирующий финансовые потоки, изыскивать средства на реализацию разных программ".

А был еще Марон. "Несмотря на медицинское образование, свое дело Марон знал хорошо и вице-губернатором был сильным".

Потом "вся экономика области свалилась на плечи Сергея Лисовского". Но тут Аяцкова убрали, а Ипатов Лисовского при себе не оставил.

Зампредом по экономике стал Алексей Щербаков. "Шумный, острый на язык и зачастую вспыльчивый Щербаков смотрелся странно в спокойном, лощеном правительстве Ипатова. Больших полномочий Алексей Анатольевич не имел, отбиваться от натиска депутатов на каждом заседании думы ему было неприятно, да и сдерживался Щербаков с трудом".

Да и не сдерживался, бывало. Резал правду-матку в прямом и переносном. Правда, вспоминается это сегодня, как что-то очень далекое. Почти как революция 1917 года. Будто и правда сто лет прошло. А уж Аяцков вообще уже былинный персонаж.

 

Алексей Блиндяев

Оставить комментарий