Главная / Издания / Фантастические женщины

Фантастические женщины

Фантастические женщины
01 июня 2018

Saratovnews

Диванный критик

 

Для меня большая загадка, почему на канале «Дом кино» в прайм-тайм теперь показывают не хорошее советское кино, а современную шнягу под названием «Сваты». С другой стороны, «Дом кино» – вроде как продукт Первого канала. То есть это государство нас такими представляет. Ну в смысле – фанатами «гы-гы-гы» одного из главных героев нескончаемого сериала. Здесь мы говорим о другом кино. Более продвинутом. Иногда даже чересчур.

 

«Тельма», 2017, режиссер Йоаким Триер

В ролях: Элли Харбоа, Эллен Доррит Петерсен, Хенрик Рафаелсен, Ванесса Боргли

Оказывается, человечество нисколько не повзрослело и не выросло из шкур диких животных. Всякий раз, когда оно сталкивается с неизведанным, кто-то начинает неистово молиться, совершать безумные обряды, а кто-то настойчиво бьет в бубен. На всякий случай. Помогает примерно одинаково.

Когда мне советовали посмотреть этот фильм, то предупредили – нужно потерпеть до 53-й минуты. Тогда начнется самое интересное. На самом деле интереснее стало гораздо раньше.

Тельма – молодая студентка, только что приехавшая в Осло из норвежской глубинки, из очень набожной семьи. У нее случаются припадки, причем подчас с очень страшными для окружающих последствиями. Когда Тельма чего-то не хочет, она от этого избавляется. Весьма жуткими, изощренными способами.

Родители справедливо полагают, что это большая беда. (Ну а кто бы считал иначе?) Что Тельме дана сила, которую необходимо всю жизнь обуздывать. И весь фильм паранормальное, исходящее от девочки, пытаются переделать в нормальное. В результате Тельму, полюбившую однокурсницу, таскают по психиатрам.

Йоаким Триер словно холодный ушат воды выливает на зрителя. Ребята, какая к черту цивилизованная Европа! Едва что-то выходит за рамки нашего понимания, и вы превращаетесь в дикарей! При всей декларируемой толерантности любого, кто не такой как все, вы готовы лечить электрическим током!

Интересен процесс осознания героиней своей исключительности и способности управлять даром. Правда, понимает это Тельма сама, без чьей-либо помощи, когда ей удается избавиться от докучавшей опеки. Тут-то и становится ясно, что человек, каким бы он ни был – не плох и не хорош. А силу, с которой он появился на свет, нужно измерять по модулю, не ставя перед этой величиной ни минусов, ни плюсов. И стараться направлять ее в конструктивное русло. По возможности. Потому что такой силой можно человека из инвалидной коляски на ноги поставить, а можно спалить заживо.

Вроде все логично и даже немного наивно. Из общей картины несколько выпадает эпизод хладнокровной расправы Тельмы над собственным папашей. Вроде все про себя поняла девочка, однако, откуда столько жестокости?

Кто-то из рецензентов назвал «Тельму» фильмом ужасов для тех, кто не любит фильмы ужасов. Да, тут несомненно присутствует мистическая составляющая. И страшно иногда по-настоящему. В какой-то момент показалось, что мы смотрим норвежский вариант «Кэрри» по Стивену Кингу. По счастью, сюжет свернул с проторенной дорожки. К слову, немного путанный сценарий, развивающийся не всегда логично, отмечают многие критики, хотя в целом картину приняли доброжелательно.

Норвегия выдвигала «Тельму» на «Оскара». В номинанты фильм не попал. В отличие чилийского фильма «Фантастическая женщина», ставшего в итоге победителем в номинации для иностранных картин.

 

«Фантастическая женщина», 2017. Режиссер: Себастьян Лелио.

В ролях: Франсиско Рейес, Даниэла Вега, Луис Ньекко, Алина Кюппенгейм, Ампаро Ногуэра, Нестор Кантильяна, Алехандро Гойк.

В основе сюжета история официантки Марины, ради которой её возлюбленный Орландо, будучи старше ее на 20 лет, ушел от жены. На самом деле Марина в прошлом была Даниэлем. И насколько процентов Даниэль стал Мариной, не поясняют. Впрочем, достаточно того, что этот человек носит женское платье.

Орландо и Марина планируют романтическое путешествие на какие-то водопады. Но в отеле Орландо становится плохо, Марина везет его в больницу, где он приказывает долго жить. С этого момента у «фантастической женщины» начинаются проблемы. Причем, когда осознаешь, в чем они заключаются, в принципе понимаешь чувства героев фильма, не желающих считаться с мнением Марины. Многие ли захотели бы увидеть на похоронах бывшего мужа и отца семейства ту (того), ради кого он их оставил. Тут и человека с более четкой сексуальной ориентацией не приняли бы…

Ну и собственно на этом весь фильм и построен. Марина приходит, ее не пускают. Потом и вовсе запихивают в авто и заматывают рот скотчем. Есть интересные и достаточно напряженные сцены, но мне все равно трудно понять, почему именно чилийский фильм получил «Оскара», а не пронзительная и честная «Нелюбовь» Звягинцева.

Игра Даниэлы Веги действительно хороша, но зачем в принципе придумывать эти истории о транссексуалах и выдавать их за философские притчи, когда есть гораздо более близкие к реальной жизни сюжеты? Наверное, для того, чтобы написать потом про «Фантастическую женщину», что это первый фильм с главным персонажем – транссексуалом, получивший «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В этом году «Оскар», кажется, побил все рекорды по фильмам, где так или иначе фигурируют представители ЛГБТ-сообщества. На мой взгляд, это свидетельство того, что в синематографе наблюдается явный сценарный кризис. Ощущается острая нехватка оригинальных сюжетов, в погоне за которыми киношники всякий раз стараются эпатировать публику.

«Фантастическая женщина» собрала массу призов. И еще соберет. Но в следующем году, наверное, победит фильм, в котором главный герой всю картину будет экспериментировать над своей ориентацией и в итоге влюбится в морскую свинку. Или пароварку.

На фоне всего этого, наверное, иногда можно и «Сватов» посмотреть. Черт, никогда не думал, что напишу такое…

 

Валерий Кедров

Оставить комментарий