Главная / Издания / Охота на Вия

Охота на Вия

Охота на Вия
10 июня 2018

Saratovnews

Диванный критик
 
Что первое увидел или прочел, то и становится определяющим, отправной точкой. С гоголевским "Вием" у каждого взрослого россиянина было два свидания. Первое – с книгой, второе – с одноименным фильмом Константина Ершова 1967 года, который посмотрели более 32 миллионов зрителей. Текст будил темную фантазию, картина леденила кровь видеорядом.

 
"Гоголь. Вий", 2018, режиссер Егор Баранов, в ролях: Александр Петров, Евгений Стычкин, Артём Сучков, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Ян Цапник, Евгений Сытый, Сергей Бадюк, Артём Ткаченко, Марта Тимофеева, Ксения Разина, Светлана Киреева.


Краткое содержание предыдущих серий. Николай Гоголь (Александр Петров) страдает от таинственных припадков, что не мешает ему трудиться писарем в петербургском сыске. Здесь его берет под свое крыло следователь Гуро (Олег Меньшиков) и увозит в Диканьку, где творится форменная чертовщина. Гоголь встречается с героями своих будущих произведений. Количество ведьм на квадратный метр зашкаливает.
Смертоубийства Гоголь расследует с помощью видений. Совсем как агент Купер из "Твин Пикса". Ну помните? Совы не то, чем кажутся… А тут вообще все персонажи не то, чем кажутся.
К сюжетной линии претензий быть не может. Написали – "по мотивам", и не придерешься. А вот почему в очередной раз не получилось взять спецэффектами, вопрос на засыпку всему российскому кинематографу. Знаю немало молодых ребят, которые именно за убогость отечественных спецэффектов наше кино на дух не переносят.
Создатели "Гоголя" это тоже понимают, потому разбрасывают по фильму разные аллюзии и шутки на любой интеллектуальный кошелек. До кого дойдет, что называется. Прекрасна, например, сцена, где персонаж Стычкина отказывается задерживать нехристя несмотря на просьбы земляков.
- Ни за "собачью морду", ни за "черную харю" мы людей не арестовываем и в темницы не бросаем! На все есть закон. Это Россия.
За такое, если честно, во времена оные фильм могли и на полку положить. До лучших времен. Но больно уж стеб тонкий, не придерешься. Ибо если возмутишься, то чем же? Что не так?
На мой взгляд, продюсеры фильма переборщили с нечистью. Ведьма страшна, когда она красива, а не когда ей вставляют кривые зубы и заставляют таращить глаза. Поэтому от Варлей кровь стыла в жилах, а тут хочется смеяться в голос.
Ну и, конечно, сыграли с авторами современного "Вия" злую шутку многочисленные фильмы о зомби. Улыбнитесь, оскалив зубы. Глаза сделайте навыкат. А теперь слегка наклоните голову. Как собака делает, когда хочет казаться умной. Ну и всё – вы натуральный зомби. А если кровь такого пить не заставлять, то это ведьмак или ведьма. Так, мне кажется, рассудили создатели нового "Гоголя".
Ведьма Оксана, которая в первом фильме хороша и строго дозирована, теперь выступает в роли домовой. Куда ни ступит Гоголь, она уж там. В пруду живет, в зеркале сидит, за деревом прячется, в массовке у Вия подрабатывает. Спасу нет, сюжет на ней просто застревает.
Ну и утопленницы все в белых рубахах. То есть утоп, и сразу к кастелянше, там выдадут, чтоб живых сподручнее пугать было? Показалась голова над водной поверхностью, а перед тем, как скрыться, утопленница зачем-то делает вдох ртом. Дыхание задерживает? Ей это зачем? Ну и начинаешь постепенно относиться к происходящему на экране, как к показательному выступлению наших синхронисток. Хорошо хоть не ногами кверху плавают.
Допрос Гоголем ведьмы Ульяны из очерченного мелом круга – отдельный анекдот. 
- Ты оставляла тайные знаки в избах?
- Да, я.
- Ты служишь всаднику?
- Шлужу…
Ну а как не шепелявить, когда во рту фальшивые зубы.
Мистицизм Гоголя повествовательный. Он средство, а не цель. Мистика продюсерской компании с ТВ-3 – самодостаточная. То есть ради вот этих девок в балахонах все и затевалось. Чтоб с экрана "У!", и кто-то в зале от ужаса выламывает подлокотники. 
И все-таки страшное не должно быть смешным. Когда ведьма и Гоголь начали играть в перетягивание экзорциста Хомы Брута, я чуть с дивана не свалился.
- Ты темный! – кричит разрываемый на куски Хома Николаю Васильевичу. – Читай заклинания! Ты должен дождаться Вия!
Все перевернулось. Оказывается, не Вий пришел порядок свой навести, а храбрые мужики охоту на него ведут, чтоб извести.
Самого Вия почти не покажут. Но кто-то большой будет долго, как конь, дышать паром. Потом заколдованный круг оплетут какие-то ветки. Далее продемонстрируют некое существо из лент Хаяо Миядзаки. То ли ходячий замок, то ли разросшегося Тоторо. 
После коронной фразы "Поднимите мне веки" одно веко будет поднято, и оно явит российскому зрителю модификацию ока Саурона.
Тут ведьма, влюбленная в Гоголя, закричит: "Не смотри ему в глаза". Но древнегреческий мотив, многократно повторенный в детских страшилках советского периода ("Не покупайте красных занавесок"), естественно, увенчается успехом. Николай Васильевич купит занавески, тьфу, посмотрит в глаза (глаз) Вию. И Гоголя начнет засасывать в существо.
… Игра Олега Меньшикова вытянула первый фильм. Второй фильм должен был вытащить Вий. Не получилось. Зато доподлинно известно, что в третьем "Гоголе" снова появится Меньшиков, что существенно повысит шансы ленты собрать приличную кассу. 
Интрига в том, кто же всадник, убивающий по праздникам девушек. По логике это должна быть Лиза. Намеков на то, что с ней не все в порядке, много. Ну а как будет на самом деле, узнаем в конце августа, когда на экраны выйдет заключительная часть.

 
Валерий Кедров

Оставить комментарий