Главная / Издания / Убить за лайк: смогут ли саратовские школьники прожить без селфи?

Убить за лайк: смогут ли саратовские школьники прожить без селфи?

Убить за лайк: смогут ли саратовские школьники прожить без селфи?
20 июня 2018

Saratovnews

По сообщению РБК, Минпросвещения собирается уже к 2020 году отказаться от бумажных учебников по всем основным общеобразовательным дисциплинам в пользу цифровых устройств. У саратовских же чиновников имеются противоположные планы: они предлагают запретить ученикам проносить в школы смартфоны и планшеты в рамках локальных поправок к образовательному законодательству. Таким образом, саратовские школьники рискуют стать единственными в стране, у кого отберут любимые гаджеты.

Представители саратовской Общественной палаты утверждают, что проблема увлеченности детей виртуальным миром давно достигла своего пика. Нет сомнений, что смартфоны и планшеты с доступом в сеть не просто отвлекают детей от учебы, но и практически аннулируют всю пользу от нее. К примеру, теряется всякий смысл в контрольных проверках знаний, ведь любую необходимую информацию можно получить за считанные секунды на многочисленных профильных ресурсах. Даже если в подобные моменты педагог не побрезгует конфискацией гаджета, то школьники зачастую умудряются незаметно пронести второй. Остальное, как говорится, дело техники.

Бороться с этой проблемой пытались долго и в вузах, в том числе установкой различных глушилок интернет-сигнала. Однако высокотехнологичная инициатива потерпела крах: учащиеся заранее скачивали ответы на все экзаменационные билеты на цифровые устройства. Плюс к этому, никто не отменял законное право на поход в уборную, во время которого можно без труда отыскать сигнал и короткий путь к «знаниям». Немногим позже вышли и различные приложения, которые решают любые задачи, исправляют правописание и цитируют Ницше.

Возвращаясь к проекту Минпросвещения, стоит отметить, что его еще неутвержденная версия под названием «Цифровая школа» вроде как предполагает оснащение учеников цифровыми устройствами, «сертифицированными в установленном порядке». При этом в нем отсутствует информация о том, будут ли задействоваться личные устройства детей, или учебными учреждениями будут выдаваться новые. Для эффективного анализа перспектив федеральной инициативы SaratovNews посчитал нужным оттолкнуться именно от этой недоработки.

По официальным данным, на сегодняшний день в России насчитывается 13,4 миллиона школьников. Собирать по всей стране их личные устройства для перепрошивки специализированным софтом (которого нет) никто не будет. Гораздо выгоднее закупить у китайцев дешевый маломощный ширпотреб, перебить бренд, загрузить сканы страничек из отмененных бумажных учебников и поставить блок на интернет. С родителей школьников можно будет трясти за подобных франкенштейнов среднюю сумму бюджетного планшета. В итоге, по самым минимальным прикидкам, чистая прибыль властей составит около 70 миллиардов рублей. И если в плане привлечения выгоды схема крайне привлекательна, то на качестве образования она не отразится никак: после обратной перепрошивки и разблокировки всех функций в любом киоске, о возможности которой знают все, школьники продолжат зависать в гаджетах в учебное время.

Еще один хороший, футуристический вариант: наладить в Сколково производство черно-белых тамагочей и попытаться впарить их под видом ноу-хау родителям еще за большую стоимость. Но такое маловероятно, поскольку проект «Цифровая школа» еще даже не утвержден. Зная наших, нужное количество тамагочей смогут выпустить не раньше, чем к юбилею первой высадки камбоджийцев на Марс.

Так или иначе, полноценный переход на цифровые учебники много лет будет упираться в старшую возрастную категорию большинства педагогов России, которые физически не смогут освоить новую методику преподавания. Сложность данной ситуации необходимо сразу помножить на «взвешенное решение» властей недельной давности – повышение пенсионного возраста. Таким образом, из-за отсрочки начала выплат многие действующие педагоги еще долго не захотят уступать свои кресла молодым да продвинутым.

Абсурдность «Цифровой школы» заключается и в том, что после реализации проекта планируется привлекать к занятиям заболевших детей через удаленный доступ. Самое время поиронизировать: как учреждения собираются определять, в состоянии ли сидящий дома ребенок получать знания? Родителей заставят пихать в «сертифицированное цифровое устройство» градусник с температурой 40 и доказывать педагогам, что он не может удаленно присутствовать на уроке?

Возвращаясь к Саратову, хочется указать на частую схему «реализации» местных проектов: объявили → долго думали → слили на тормозах. SaratovNews предлагает чиновникам уникальную возможность форсировать второй этап, попытавшись ответить самим себе на следующие вопросы:

1) Как можно полностью запретить смартфоны и планшеты в учебных учреждениях? Поручить охране обыскивать детей на входе? Может, на выделенные из местного бюджета средства будут закуплены специальные детекторы, реагирующие на электронную технику?

2) Как родители будут держать связь с детьми (особенно в случае экстренной ситуации)? Может, для последних будут устраивать специальные перемены с правом на один звонок, как в пенитенциарных учреждениях? А может, в школу разрешат проносить не смартфоны, а допотопные телефоны с единственной функцией звонка? Их тоже планируется массово закупать за местный бюджет, или бремя по традиции упадет на плечи родителей?

3) Насколько здоровой будет реакция детей, для которых гаджеты давно являются способом самовыражения, а их стоимость определяет социальный статус среди одноклассников?

SaratovNews резюмирует, что ни одна из рассмотренных инициатив не в состоянии улучшить качество образования. Более того, в случае массового протеста педагогов, которым будут мешать преподавать забагованные девайсы из Поднебесной, более вероятен обратный эффект. Никак эти инициативы не поспособствуют и борьбе с цифровой зависимостью, ведь специалисты по обходу блокировок предоставляют услуги на каждом углу. Единственное, на что они способны в случае реализации – создать дополнительную нагрузку на кошельки и нервы родителей школьников. Последние же, как уже должно было стать понятно, продолжать списывать и делать селфи-фото на уроках.

 

Павел Плотников

Оставить комментарий