Главная / Издания / Саратовцев шантажируют доносами на "экстремистские" посты в соцсетях

Саратовцев шантажируют доносами на "экстремистские" посты в соцсетях

Саратовцев шантажируют доносами на "экстремистские" посты в соцсетях
02 сентября 2018

Павел Плотников

Saratovnews

Устрашающие приговоры с реальными сроками по шитым белыми нитками уголовным делам о "соцсетевом экстремизме" закономерно породили новый вид вымогательства: злоумышленники бросились на поиски страничек с "запрещенными материалами", связанными с религией, гендерными спорами, национализмом и фашизмом, дабы под угрозами обращения в антиэкстремистский центр "Х" (название изменено) требовать c их владельцев деньги. Как и оперативники из упомянутого центра, орудуют вымогатели преимущественно в "ВК". 


К слову, сопоставив данные российских правозащитников и нескольких независимых информационно-аналитических центров, нам удалось подсчитать, что в 2017 году примерно 75% "соцсетевых" приговоров по экстремизму пришлось именно на пользователей "ВКонтакте". Профильные статьи УК - 280-я ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и 282-я ("Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично").


Действуют описываемые вымогатели по следующей схеме: жертве присылают скриншот с ее "экстремистской" публикацией и еще один с заполненной формой подачи заявления в центр "Х". Дают несколько часов на размышление и приводят пример судопроизводства. Смотри, мол, ссылочку - недавно Васю посадили за то же самое на 3 года. Очень часто деньги требуют перевести в формате криптовалюты, поскольку подобные транзакции сложнее отследить. Нередко они прочесывают записи за весь период существования аккаунта пользователя и могут предъявить сообщение или репост, о котором он давно забыл. Тем временем, срок давности по привлечению к ответственности по любимой у людей "Х" первой части 282-й статьи составляет шесть лет. Ведутся на подобный развод очень многие, поскольку за экстремизм уже начали "притягивать" людей с ограниченными возможностями.


Несколько дней назад в Калининградской области аутисту предъявили обвинение в экстремизме из-за нескольких сообщений наподобие "Я никогда не буду с тян", в которых он якобы оскорбляет женщин. При этом датированы они аж 2014 годом. По заключению психиатров, на момент публикации молодой человек не осознавал опасности своих действий. Тем не менее, ему инкриминируют ту самую первую часть 282-й статьи "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". В настоящее время парню грозит до пяти лет лишения свободы. И так как несколько лет назад родители решили не продлевать его статус инвалида, смягчить приговор вряд ли получится. Как вы думаете, уважаемые читатели, сколько аутист продержится на российской зоне?


Чтобы было понятно, популяризовал такой вид вымогательства тот самый центр "Х", материальное благополучие работников которого также напрямую зависит от количества успешно записанных в экстремисты пользователей соцсетей. И число вымогателей, зарабатывающих на этой новомодной теме, будет расти пропорционально страху российских граждан, которые чуть ли не каждый день читают в СМИ о возбуждении уголовных дел подобного толка.


Если на кого-то из уважаемых читателей, не дай боже, выйдет шантажист, ни в коем случае не стоит сразу бежать в органы - там вас "примут" с распростертыми объятиями. Не забывайте, что возбуждение дела по 280-й или 282-й статьям целиком и полностью зависит от заключения экспертов-лингвистов, оценивающих содержимое вашей странички. Оперируя невнятными формулировками запрещенных материалов из списка Минюста, они будут трактовать смысловые значения ваших сообщений и репостов сугубо в своих интересах. 


Первым делом нужно скринить переписку с вымогателем и бежать к юристу. Он проанализирует материалы и установит, насколько велик потенциал для возбуждения уголовного дела, а также разработает стратегию дальнейших действий. Лучше всего будет настоять на независимой лингвистической экспертизе. Имея юридическую поддержку и доказательства своей невиновности, основанные на выводах не аффилированных с людьми "Х" специалистов, можно писать превентивное обращение в органы (опять же, если скажет юрист).


Обращения в СМИ, к оппозиционным блогерам и различным онлайн-сообществам в данном случае тоже могут пригодиться. К примеру, на профильный Нетелеграм-канал "Ты сядешь за лайк" регулярно приходит множество жалоб на новый вид вымогательства. Канал достаточно популярный, и эти жалобы берут за информационные поводы многие крупные российские СМИ. Общественный резонанс позволит выйти на других пострадавших, скооперироваться с ними, подать коллективное обращение правозащитникам. 


Но это еще не все: несколько дней назад вступил в силу приказ о денежном поощрении информаторов, сообщающих о преступлениях по собственной инициативе. Сумма, которую можно получить за помощь органам, варьируется от 50 тысяч до 10 миллионов рублей (даже если полтинничек за экстремизм, все равно норм!). Вымогатели, как любят говорить российские чиновники, "выходят из тени" и становятся стукачами в законе. И здесь среднестатистическому саратовцу, который уже должен был понять из прошлого материала, что под экстремизм могут подгрести самую безобидную фразу, необходимо определиться, что для него будет лучше в дальней перспективе: потратиться на адвоката и судебную тяжбу, отсидеть, или удалиться из российских соцсетей.

 

Павел Плотников

Павел Плотников

Оставить комментарий