Главная / Издания / Диванный критик: «Гоголь. Страшная месть»

Диванный критик: «Гоголь. Страшная месть»

Диванный критик: «Гоголь. Страшная месть»
26 октября 2018

Валерий Кедров

Saratovnews

Как и следовало ожидать, третья часть франшизы о похождениях Гоголя выдалась самой зрелищной. Создатели мистической эпопеи наполнили ее экшеном, оживили героя Олега Меньшикова, лихо закрутили сюжет, а на титрах пустили запоминающиеся композиции от БГ и Шнура. Получилось весьма симпатичное жанровое кино на основе произведений Николая Васильевича. С настроением тарантиновского «От заката до рассвета». Или пародии на него.

«Гоголь. Страшная месть», 2017 год, Россия, режиссер Егор Баранов, продюсер Александр Цекало. В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Ян Цапник, Евгений Сытый, Артём Ткаченко, Сергей Бадюк.

С удовлетворением отмечаю, перечитав свое же ворчание по поводу слабой второй части, что не ошибся с прогнозом относительно фигуры кровожадного всадника. Им оказывается Лиза, и собственно с нею и ее сестрой связана интересная сюжетная линия. Переделка гоголевской «Страшной мести» вышла неординарная, братьев заменили на сестер, ну и еще прошлись авторы фильма по тексту незадачливого сценариста Николая Гоголя. Подправили многое, получилось недурно. Хотя у классика, на мой взгляд, было еще страшнее.

Когда понимаешь, что это не фестивальное кино, а вещица для глаз, то и претензий становится меньше. Картинка впечатляющая, спецэффекты традиционно подкачали (особенно во второй части), ну и ладно. А уж аллюзии с любимыми советскими фильмами – вольные или невольные – способны доставить удовольствие. Одни говорят – плагиат, я говорю – заимствование. Такое народное творчество, коллективный разум. Ну, например, когда возвращается следователь Гуро (Олег Меньшиков) и начинает объяснять, почему он решил схорониться (мол, хотелось понаблюдать со стороны), разумеется, вспомнится Шерлок Холмс, выслеживавший полковника Морана. И что же тут плохого?

И весь фильм так – то смешно, то жутко. То есть иногда успешно пугают, а иногда – до хохота. Беспроигрышная лотерея. Ну разве не хороши в финальной сцене борцы со злом Пушкин и юный Миша Лермонтов?

Итак, похождения писаря из третьего отделения завершены. И ужаснее всего мысль о том, что авторы захотят снять продолжение. Не приведи господь, как говорится, ибо дальше творить придется без помощи Гоголя. Про утопленниц и русалок, ведьм и проклятых колдуньями рыцарей историй хватает, но у кого еще об этом написано так, чтоб за душу брало?

Иногда кажется, что по отдельности ты все уже где-то видел. Ну вот же похороненный Николай Васильевич выбирается из могилы, долго шаря по земле руками. Совсем как персонаж из «Штрафбата» и еще десятки таких же погребенных заживо. Или вот девочка-колдунья вызывает дождь, когда господина Гоголя толпа пытается сжечь на костре. А когда будущего писателя потащили на виселицу, полагаю, зритель ожидал меткого выстрела по веревке. Но нет, решили, что это будет уже перебор, и Меньшиков просто шмальнул в ногу главного смутьяна, пообещав ту же участь еще десяти балбесам.

Тем не менее все, что распадалось на какие-то эпизоды в первых двух частях, в третьей более-менее срослось. Пожалуй, не прояснилась только роль и личность безносого господина, пугавшего своим вытянутым лицом зрителя все три серии. Ну да достаточно отсыла к повести «Нос». Кстати, деликатное отношение авторов к фактам биографии Гоголя и его текстам ощущалось в каждом кадре. Ясно, что навертели, но настроение вечеров на хуторе близ Диканьки передали. Без вот этого разрыва во времени. Мол, это вон когда было… Нет-нет, происходящее более, чем реально. Или это одна из гоголевских реальностей. Ведь каждый представляет себе прочитанное по-своему.

К слову, есть надежда, что мало читающее молодое поколение захочет приобщиться к оригиналу. Ходит же на Фейсбуке практически сказочная история о том, как одна современная педагогиня увлекла своих подопечных «Капитанской дочкой», которую никто не желал открывать, предложением сделать аккаунт в соцсетях для Петра Гринева. Как бросились подростки изучать его судьбу, как увлеклись вдруг книгой… И ведь чем черт не шутит. Может, только так и можно сегодня преподавать в школе литературу.

Петров в роли Гоголя хорош. Примелькалась модная физиономия, но тут он совсем другой. Бывает же так – сыграет артист роль, и потом играет ее же во всех остальных фильмах. Вот увидите, Петров станет такой же глыбой как Меньшиков. Или как Стычкин, который трагически погибает от рук нечистой силы. Даже Бадюк в роли Вакулы тронул.

Ну а Меньшиков есть Меньшиков, жаль только, что не было более шуточек из прежних киноработ мастера. Ну как в первой части, когда он предлагает Гоголю хлопнуть по рюмашке.

Подводя итог, скажу так: нельзя сказать, что «Гоголь…» - это кино, с которого начнется возрождение отечественного кинематографа. Но уже то хорошо, что появились люди, способные снимать остроумно и красиво. Ну и в который раз убеждаешься, что русская классика способна стать неисчерпаемым источником оригинальных сценариев, чего так не хватает Голливуду.

Полагаю, следующим эпосом могла бы попытка переснять «Руслана и Людмилу», на худой конец – «Сказ о попе и работнике его Балде». Ну а возьмутся за былины, позовут заграничных ребят с опытом съемок фильмов про динозавров – там и Спилберг на пенсию запросится.

Валерий Кедров

Оставить комментарий