Главная / Издания / Школьникам ставят двойки за отказ смотреть российское кино

Школьникам ставят двойки за отказ смотреть российское кино

Школьникам ставят двойки за отказ смотреть российское кино
27 октября 2018

Павел Плотников

Saratovnews

После получившего широкую огласку случая в Екатеринбурге, где физрук поставил не смотревшему "Движения вверх" ученику низший балл, в соцсетях стало появляться все больше гневных комментариев родителей, столкнувшихся с пропагандой в школе. В саратовских пабликах многие высказывают недовольство, что их детям в обязательном порядке рекомендовали к просмотру прошлогодний "киношедевр" "Крым".

К слову, после крайне успешного российского проката картины "Движения вверх" реальные родственники задействованных в ней персонажей подали к авторам судебный иск за серьезное искажение событий и характеров личностей. Еще больше масла в огонь подлил известнейший кинокритик современности Евгений Баженов (Badcomedian), который разнес картину в пух и прах на своем Youtube-канале, после чего к нему обратился с благодарственным видео сын реального прототипа главного героя "Движения" - Юрий Кондрашин.

Неужели школьников заставляют смотреть российское кино по негласной указке министерства образования? Помимо покупки дорогостоящих учебников, родителям теперь придется покупать к просмотру фильмы для своих детей? В таком случае, что предлагается делать малоимущим семьям - нарушать закон и скачивать их с запрещенных Роскомнадзором интернет-ресурсов? В конце концов, если чиновники (или учителя) настолько уверены в эффективности кинопропаганды, будь то патриотизм или ЗОЖ, неужели так сложно организовывать просмотры соответствующих фильмов в образовательных учреждениях? SaratovNews попытались прояснить эти вопросы вместе с членом СПЧ, директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом:

- Любое давление, любая обязаловка в образовательной сфере неприемлемы, и тем более идеологический диктат, который в данном случае, по-моему, очевиден. Исходить из личных предпочтений учителя или даже директора школы и карать учеников за то, что они этих предпочтений не разделяют – явный перегиб. Безусловно, существует список программных произведений, обязательных для изучения в школе. Что касается фильмов, то есть список, только рекомендованный министерством образования к просмотру, включающий, насколько я помню, около ста позиций.

Подобные кампании мы уже, что называется, проходили: когда-то Маяковского насаждали буквально как картошку, и я даже не говорю о десятках других авторов, на данный момент благополучно канувших в Лету вместе со своими произведениями. Времена изменились, изменилось законодательство и созданные на его основе нормативы и директивы, но на практике порой еще случаются такие неприятные казусы. Впрочем, у нас есть эффективные инструменты борьбы с ними: в школах прочно обосновался общественный контроль, появились плодотворно работающие школьные омбудсмены, большой вес приобрели родительские и попечительские советы. Я уверен, поступок этого уральского физрука станет поводом для обширной дискуссии с участием всех этих организаций.

Теперь насчет идеи показа рекомендованных картин в школах или за школьный счет. Наши образовательные учреждения регулярно жалуются на нехватку средств, и они ее действительно испытывают. Далеко не во всех школах учащиеся обеспечиваются даже бесплатными учебниками, хотя это право гарантировано им законом – приходится собирать деньги с родителей. Впрочем, школьные поборы – это отдельная и очень больная тема. Конечно, в идеале школы должны предоставлять ученикам возможность бесплатного просмотра рекомендованных фильмов – может быть, в фильмотеке при школьной библиотеке. Есть немало возможностей получения бесплатного контента – например, на официальном сайте Мосфильма в открытом доступе представлена обширная коллекция отечественного кино.

В общем, при желании найти выход можно, но перекладывать еще и эти расходы на плечи родителей просто бессовестно. Не секрет, что многие семьи настолько плохо сводят концы с концами, что с трудом находят деньги на школьную и спортивную форму и обувь, на тетради и прочее. Между прочим, педагоги обычно прекрасно знают, как и чем живут семьи их учеников, так что, опять же, при желании, всегда могут обойтись в своей работе без такого вот казарменного подхода.

Однако, если учитель ведет себя как держиморда, да еще и упорствует в этом, на него все-таки можно и нужно найти управу. И если это не в состоянии сделать педагогический коллектив, то смогут сделать Рособрнадзор и другие контролирующие инстанции. Родителям следует более последовательно отстаивать интересы свои и своих детей: обращаться с жалобами, задействовать общественные и правозащитные организации, апеллировать к экспертам. А что касается этого учителя физкультуры… Тут получилось совсем как у классика: "беда, коль пироги начнет печи сапожник". Ему следовало бы более четко представлять себе границы своей профессиональной компетенции – заниматься физическим развитием своих воспитанников, а не указывать им, что смотреть, что читать или как считать.

Павел Плотников

Оставить комментарий