Главная / Издания / Запрет на рэп грозит увеличением числа саратовских группировок

Запрет на рэп грозит увеличением числа саратовских группировок

Запрет на рэп грозит увеличением числа саратовских группировок
02 ноября 2018

Павел Плотников

Saratovnews

Четкие пацаны и чики со всей России, двигающиеся по жизни под рэпчину Басты или Oxxxymiron'a, второй день неустанно агрятся в соцсетях и "YouTube" на депутата Владимира Петрова, призвавшего Генпрокуратуру запретить в стране официальные концерты, а также "псевдомузыкальные собрания рэперов (видимо, рэп-баттлы) до момента нормализации ситуации в молодежной среде" (что бы это ни значило).

Судя по всему, инициатива является своеобразным отголоском трагедии в Керчи, где студент Владислав Росляков совершил вооруженное нападение на политехнический колледж. Сначала чиновники и пропагандисты поспешили обвинить в случившемся видеоигры, а теперь, видимо, переключились на российский рэп.

По мнению депутата, пользующиеся популярностью у молодежи рэп-композиции "открыто пропагандируют суицид, наркоманию, сатанизм, экстремизм и даже содержат призывы к измене Родине". Помимо этого, "совершившие неправильный выбор в своих музыкальных вкусах молодые люди попадают в плохую кампанию и калечатся на рэп-баттлах, которые являются ареной для драк и распространения наркотиков".

К слову, рэп-тема попала под горячую руку властей лишь потому, что 30 октября ей "посчастливилось" оказаться на самом гребне информационной волны: громкую огласку в СМИ получила блокировка социальной сетью "ВКонтакте" и видеохостингом "YouTube" неофициального клипа на песню рэпера Oxxxymiron "Последний звонок" по требованию Роскомнадзора. В ведомство на него пожаловалась активистка Евгения Чудновец, которая посчитала, что именно клип спровоцировал то самое нападение в Керчи. Стоит отметить, что в клипе присутствуют кадры из эстонского фильма "Класс", снятого по мотивам расстрела учащихся в американской школе "Колумбайн" в 1999 году.

В свете вышесказанного вспоминается запрет на рок-музыку в Советском Союзе, который привел лишь к ее массовой популяризации в среде молодежи. Так, может, не стоит ограничивать людей в их музыкальных вкусах? Ведь запретив рэп, можно в геометрической прогрессии увеличить количество рэперов... А разве оно нам надо? "SaratovNews" решил прояснить эти вопросы вместе с игуменом Русской православной церкви, миссионером, известным проповедями в рок-среде и среди неформалов, настоятелем храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы отцом Сергием (в миру Юрий Рыбко):

- Знаете, лично я люблю тяжелый, отчасти даже психоделический рок. Рэп, если честно, я не знаю и не понимаю. Единственное, что я о нем сказать могу однозначно – мне не нравится обилие у рэперов матерщины. Рок в этом отношении тоже не безгрешен, но по сравнению с рэпом – это небо и земля. Впрочем, существуют православные рэп-исполнители, которые, вполне возможно, выражаются скромнее. То есть действительно выражаются скромнее – меня в их текстах ничего не коробит, да и у многих моих прихожан они популярны.

Дело-то, понимаете, совсем не в стиле, а в содержании, в том, что рэп-исполнители стремятся донести в своих текстах. А так любой музыкальный стиль, что называется, имеет право быть. Запретить рэп, по-моему, так же нелепо, как пытаться запретить, к примеру, гитару – на ней можно играть, а можно ведь и разбить о чью-то голову.

Рэп – особый музыкальный жанр. К нему можно предъявить много претензий – тексты порой "маловысокохудожественные", рифмы хромают, тематика сомнительная. Мелодии никакой, на мой взгляд, а я ищу в музыке именно ее, так что от рэпа не в восторге. Зато явно наличествует ритм в качестве основного формообразующего элемента, а музыки без ритма не может быть. Так что это, несомненно, музыка. Она может нравиться или не нравиться – это дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят.

Что касается, как это сейчас принято говорить, деструктивного контента, то его можно обнаружить в любом произведении любого жанра, особенно если знать, что и зачем искать. Но это какие-то единичные произведения, на основе которых не стоит ни огульно осуждать какой-либо жанр, ни уж тем более запрещать его. Творчество следует, на мой взгляд, оценивать тоже творчески, а не по посконному принципу "не читал, но осуждаю".

К тому же я уверен, что демократическое государство, на звание которого мы упорно претендуем, должно как можно меньше орудовать запретами. Конечно, некоторые вещи ограничивать можно и нужно – пропаганду наркотиков, например, суицида, экстремизма и так далее – есть вещи, где свобода неуместна. Но запретить явление в целом – это нонсенс.

Тем более что мы в нашей стране это уже проходили – что называется, плавали, знаем. Как показала практика, все эти запреты не имели особого успеха. Были у нас времена, когда ловили и стригли наголо любителей джаза, и рокеров у нас объявляли вне закона – и что? Ни к чему хорошему это не привело. Хотя, впрочем, и к плохому тоже – и джаз, и рок живы по сей день и имеют многомиллионные армии приверженцев. Так что пусть и рэп живет так же долго и счастливо.

Любые запреты, как, опять-таки, мы уже не раз убедились, могут иметь самые непредсказуемые последствия. Так что лучше уж сосредоточиться на хорошей разъяснительной работе – не хочу называть это пропагандой. Хотя и вседозволенность допускать нельзя – ни к чему хорошему это не приведет. Но музыка, какая бы она ни была – это все-таки не наркотики, в отношении нее можно и попридержать запретительский зуд. Давайте-ка вспомним о терпении и терпимости – традиционных христианских добродетелях.

Павел Плотников

Оставить комментарий