Главная / Издания / Бюджет по осени щипают

Бюджет по осени щипают

Бюджет по осени щипают
16 ноября 2018

Ольга Копшева

Saratovnews

Лет десять назад бюджетный пирог делили громко. Его всегда всем не хватало. И распределением денег все всегда были недовольны. С самого сентября собирались заседания, созывались пресс-конференции, чтобы объяснить, почему проект областного бюджета вновь отправлен из областной думы в правительство на доработку. Но потом обсуждения становились всё тише и тише. И наконец совсем сошли на нет. В этом году областная дума под руководством Ивана Кузьмина вообще бы согласовала правительству бюджетную роспись, осыпав её приветственными поцелуями. Красивую картинку немного испортили криком депутаты коммунисты.

 

Депутаты доверяли главе комитета по бюджету Саратовской областной думы. А он их обманул

Депутаты из фракции коммунистов сначала громко просили вообще не принимать областной бюджет на 2019, 2020 и 2021 годы. А потом по ходу взялись его корректировать.

Депутат Владимир Есипов требовал увеличить дефицит бюджета на 2,5 миллиарда рублей. Депутат Александр Анидалов изо всех сил настаивал, чтобы в расходную часть добавили хотя бы восемь миллионов для финансирования выездов детей-спортсменов на соревнования. Депутат Александр Нараевский оказался на грани истерики, заявляя, что он проект бюджета вообще в глаза не видел. Потому что ему его не прислали.

Кричали друг на друга депутаты, едва удерживаясь от оскорблений. Но будь у них хоть толика уважения друг к другу, половину вопросов можно было бы вообще не задавать или делать это не так.

Оказалось, что ссылка на трёхлетнюю бюджетную роспись депутату Нараевскому была, как и всем, отправлена ещё 22 октября, но он не понял, зачем ему эту отсылочную строчку прислали.  Выяснилось, что депутат Есипов понятия не имеет, что такое дефицит бюджета и что он напрямую связан с наращиванием государственного долга. А восемь миллионов рублей для развития детского спорта депутат Анидалов, как член согласительной комиссии, должен был давно найти в проекте бюджета, пальцем показав, какую дребедень оттуда можно не финансировать.

Но вместо того, чтобы дотошно подойти к работе над бюджетом, депутаты из коммунистической фракции предпочли устроить митинг протеста против кулуарности в способе его обсуждения. Упреки в междусобойчике с правительством думская верхушка безусловно заслужила.

Председатель думского бюджетного комитета Владимир Капкаев начал оправдываться, что "в заблуждение мы никого не вводили". И что он просто сослался "на практику работы". В ответ получил отповедь, что сам Капкаев практику и сложил: "Как вам было удобно, так вы и сделали... Мы в прошлом созыве вам доверяли. И додоверялись".

После такого серьёзного обвинения председатель комитета должен был, если не подать в отставку, то хотя бы принести извинения. Но Владимир Капкаев этого не сделал. Потому что наверняка сам давно забыл про то, как надо по закону, а не по чьей-то прихоти и договоренностям принимать областной бюджет.  

 

Когда Валерий Радаев был председателем думы, бюджет согласовывали по-другому

В законе под названием "О бюджетном процессе в Саратовской области" чётко расписаны все этапы согласования главного финансового документа.

В статье 15-й сказано, что областная дума не только принимает постановление о принятии проекта закона области об областном бюджете к рассмотрению и не только объявляет о создании согласительной комиссии, но и закрепляет комитеты областной думы за отдельными разделами и подразделами проекта закона об областном бюджете и за рассмотрением других документов и материалов, представленных одновременно с указанным законопроектом. Никаких заседаний комитетов по рассмотрению разделов и подразделов бюджетной росписи в этом году точно не было.

В статье 16-й расписана работа согласительной комиссии, которая создаётся с участием депутатов областной думы и представителей от правительства области.

Персональный состав согласительной комиссии от правительства определяет губернатор. В согласительную комиссию может входить любой депутат. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутатов областной думы и представителей от правительства области. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство ее представителей, присутствующих на заседании согласительной комиссии. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Такое голосование, даже если его и провели в этом году, в чём я сомневаюсь, давно уже превратилось в простую формальность. Хотя в те времена, когда принимался закон, и когда Валерий Радаев был председателем областной думы, а не губернатором, он был рычагом, усиливающим влияние депутатов.

В законе "О бюджетном процессе в Саратовской области" подчёркивается, что положения проекта закона области об областном бюджете, по которым согласительная комиссия не выработала согласованного решения, вносятся на рассмотрение областной думы. Спорные положения проекта выявляют комитеты, которым части предварительной бюджетной росписи отдавали на рецензию. Ну а если этой работы в комитетах не было, то и спорить думское большинство вынуждено не с правительством, распределившем финансы, как легло им на душу, а с коммунистами, у которых голос громок, да усидчивости маловато.

 

Первая наводка для коммунистов

Изучать бюджетную роспись - дело трудное. 869 страниц и десятки тысяч столбиков и строчек с экрана компьютера кажутся тёмным лесом. Это лет двадцать назад в них прописывалась конкретная трата. А сейчас на одно более-менее понятное направление приходится пара-тройка десятков зашифрованных. Типа "закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", или "иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". Любят в бюджете использовать и строчку про субсидии подведомственным учреждениям. Сквозь эту тень, наведённую на плетень, редко-редко мелькает что-то человеческое. Такое, как покупка транспортного бокса для эвакуации больных с особо опасными инфекционными заболеваниями за 490 тысяч рублей.

В раздел бюджетных расходов по линии министерства здравоохранения я полезла, чтобы выяснить, на что чиновники планируют истратить почти 15 миллиардов рублей, распределенных им. 10,5 миллиарда рублей из этой суммы нужно будет перечислить фонду медстрахования за неработающих жителей Саратовской области. Там нормативы, и это не обсуждается. Бокс за 490 тысяч тоже вычеркиваем. А вот из остальных четырех миллиардов рублей видимых расходов набралось всего в лучшем случае на миллиард.

Среди них:

  • Затраты на функционирование министерства – 120 миллионов рублей;
  • Субсидии переехавшим в сельскую местность медработникам моложе 50 лет – 34 миллиона рублей;
  • Единовременные выплаты донорам, безвозмездно сдавшим кровь – 27 миллионов рублей;
  • Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, здоровому питанию и отказу от вредных привычек – 18 миллионов рублей;
  • Приобретение сахароснижающих лекарств, шприцев, игл и тест-полосок – 275 миллионов рублей;
  • Лекарства для граждан, страдающих прогрессирующими редкими заболеваниями - - 70 миллионов рублей;
  • Лекарства для многодетных семей – 3 миллиона рублей;
  • Наркотические обезболивающие препараты для неизлечимых больных – 5 миллионов рублей;
  • Приобретение лекарств для амбулаторного лечения больных, страдающих психическими и наркологическими расстройствами – 4 миллиона рублей;
  • Лекарственные препараты для ВИЧ-инфицированных – 200 тысяч рублей и для больных инфекциями, передаваемыми половым путём – 868 тысяч  рублей;
  • Лекарства для людей, страдающих хроническими вирусными гепатитами – 3 миллиона рублей;
  • Неонатальный скрининг с целью выявления нарушений развития ребёнка – 3,5 миллиона рублей;
  • Приобретение специализированного лечебного питания для детей с наследственными заболеваниями обмена веществ – 10 миллионов рублей;
  • Приобретение тестов для выявления наркотических веществ в биологических жидкостях учащихся – 1,5 миллиона рублей;
  • Обучение участников ликвидации последствий ДТП приёмам и навыкам оказания первой помощи пострадавшим – почти миллион рублей…

Уж не знаю, что там спрятано в закрытых статьях, но уже видно, что от 18 миллионов рублей на буклеты про вред курения и пьянства восеь миллионов для выездов детей на соревнования можно отщипнуть. Хотя среди бюджетополучателей много министерств и ведомств. И их росписи тоже интересно будет посмотреть.

Ольга Копшева

Оставить комментарий