Взносами собственников жилья на капремонт будут оплачивать снос дома. Если денег собрано больше, чем требует снос – оставшиеся собственникам квартир вернут. Такая схема распоряжения их взносами может коснуться тысяч саратовцев. Уже несколько недель чиновники регионального правительства и областные депутаты обсуждают новые поправки в закон о программе капремонта многоквартирных домов.
В декабре проект может стать законом. И тогда, начиная с 2019 года, из программы капремонта будут исключаться дома. Часть из них пойдёт под снос и программу расселения. А часть на несколько лет может подвиснуть в статусе ветхих. Участь таких домов целиком и полностью будет зависеть от президента Владимира Путина. Их или восстановят за федеральные деньги, или оставят разрушаться до полной аварийности, чтобы потом расселить.
"Давайте все же наберемся гражданского мужества. И дадим минстрою вместе с фондом капитального ремонта приступить к процессу. Дальше отступать некуда ". – Такими словами открыл очередное заседание рабочей группы по подготовке поправок в региональное законодательство её председатель, депутат Саратовской областной думы Леонид Писной.
Гражданское мужество авторскому коллективу драконовских поправок требуется потому, что закон этот может вызвать бурю возмущений у людей, которые и так без всякой радости ежемесячно отчисляют эти непонятные большинству взносы. Несправедливые с их точки зрения. Не очень обоснованные ни экономически, ни социально. И как при таком отношении людям относиться к известию о том, что старые дома официально исключат из программы капремонта?
Но и не принять обсуждаемые поправки, оставив дома в программе, нельзя. Потому что наконец-то стало ясно, что средств, собираемых с собственников, фонду капремонта на все дома не хватает уже сегодня, а завтра не хватит тем более. Но пока программа существует, жители многих многоквартирных домов напрасно обнадёжены грядущим ремонтом.
"Давайте поймём, что есть вещи, в которых врать нельзя. Есть группа домов, по которым нет пока ответа. И их не было и 20, и 30 лет назад. Есть проблемы нерешаемые. И людям надо об этом сказать. Мы все-таки, как бы далеко от народа ни ушли, должны о нем думать", - убеждал товарищей по областной думе Леонид Писной.
По словам Писного, честность с людьми должна быть отражена в законопроекте, который надеются принять до конца нынешнего года.
Дома из программы капремонта планируют выводить поэтапно. Обрушить всю систему одномоментно государственные люди, может, и хотели бы, но мешает отсутствие денег. Основанием для исключения многоквартирного дома из программы должно стать заключение уполномоченного органа. А за него придётся заплатить из тех же взносов собственников на капремонт, которые собираются на счете регоператора.
Выводимые дома должны соответствовать одному из двух критериев. Либо они будут признаваться физически изношенными не менее, чем на семьдесят процентов. Либо ремонт в них признают нецелесообразным по причине его дороговизны. Но чтобы эту дороговизну доказать, нужно составить смету на ремонт дома и сравнить её с какой-то предельной годовой стоимостью, установленной на год, учтя и объем взносов, который данный дом сможет накопить за время действия программы капремонта. Сложно? Это вы ещё не слышали, в какие дебри забирался авторский коллектив судьбоносных поправок.
Писной вновь и вновь предлагал собравшимся принимать поправки, исходя из экономической обоснованности.
- Есть программа на 40 лет. В ней по каждому дому есть перечень работ, которые необходимо выполнить. Вот если совокупную стоимость затрат разделить на квадратный метр, то может выйти 20 тысяч рублей. А у нас норматив строительства нового жилья 30 тысяч рублей за квадратный метр.
Писной предлагал вписать в законопроект об участниках областной программы капремонта прозрачный и понятный ограничитель, когда в неё вписываются только дома, у которых стоимость этого ремонта не более 50 процентов от стоимости строительства нового жилого дома. Но в региональном минстрое предложили другой подход. Какой – Писной так до конца и не понял. Но согласился, что если региональные чиновники хотят устанавливать какую-то особую стоимость по методическим указаниям федеральных чиновников, то они имеют на это право.
- Вы вперед забегаете, спрашивая, как мы это будем делать, - убеждала председателя рабочей группы Марина Цыганова из министерства строительства и ЖКХ области.
- Черт с вами! - сдался Писной.
Но Марина Алексеевна ещё раз попыталась его заверить, что областным правительством будет установлена предельная стоимость капремонта в расчете на 1 квадратный метр жилой площади, при превышении которой МКД будет исключаться из программы.
- Да в результате у нас 90 процентов домов будет исключено! - возмутился депутат Александр Анидалов.
- Да, все маленькие домики, которые включены в программу, будут исключены, подтвердила Марина Цыганова.
- Маленькие - это не критерий, - возразил Писной.
- А критерий один. Если этот дом в течение 30 лет не вернет деньги, потраченные на его ремонт.
- А те дома, которые заплатят гораздо больше? У них разница куда пойдет? - поинтересовался Анидалов.
- Таких у нас нет! - получил ответ.
- А если губернатор антинародное решение примет и поднимет стоимость капремонта? - не унимался Анидалов .
- Он не может такое решение принять, - успокоил коллегу Писной. – Чтобы поднимать взносы, надо, чтобы поднялся уровень жизни, чего, к сожалению, пока не происходит.
Представитель фонда капремонта Наталья Плеханова пообещала, что по каждому конкретному дому, который будет исключен из программы, составят план мероприятий. Тех, у кого износ основных конструкций более 70 процентов, перебросят в программу переселения из аварийного жилья. Для домов с дорогим капремонтом предусмотрены три алгоритма действий. И все они на самом деле один хуже другого.
Собственники могут сказать: "Ну и ладно. Нас всё устраивает. Отдайте нам наши взносы и вычеркивайте из своей программы. Дальше мы сами решим, по сколько будем складываться и сколько нам нужно накопить, чтобы привести дом в нормативное состояние". Плохо то, что вернуть взносы в данном случае нельзя. Уже уплаченные деньги по действующему закону можно истратить только на снос дома, признанного аварийным.
Собственники могут сказать, что они хотели бы признать свой дом аварийным. Но для аварийности дома нужно соответствовать определенным критериям. Даже ветхий дом, если он не разваливается и не грозит обрушением, аварийным нельзя признавать.
Собственники могут вообще ничего не сказать. И тогда через какое-то время решение по этому дому придётся принимать жилищной инспекции. И решением будет либо быстрое признание дома аварийным, либо медленное, когда дом оставят без внимания, и дадут ему доразрушиться до нужной кондиции.
"Но всё начинается с собрания собственников!", - снова и снова твердили чиновники. И прибавляли, что собрания эти никто собирать не будет. И что в подавляющем количестве случаев придётся жилищной инспекции разбираться с домом и ставить собственников в известность о принятом государственным органом решении.
Некоторым членам рабочей группы было неловко, что уже выплаченные взносы людям не вернутся. И чиновничья позиция, будто можно радоваться уже тому, что с них перестанут брать взносы, этих совестливых членов не устраивала.
Но на региональном уровне этот вопрос решить нельзя. Потому что это положение закреплено в Жилищном кодексе. Кто-то предложил написать и отправить в Госдуму законодательную инициативу. Ведь есть же такое право у областных депутатов.
Но тут Писной, который обычно всегда за любую законодательную инициативу, подправляющую госдеповское нормотворчетсво, процитировал губернатора Валерия Радаева, неоднократно заявлявшего, что мы достигли небывалого количества депутатов в Государственной думе, опередив по этому показателю другие регионы. "Зачем нам законопроект писать? Пускай они поработают, если есть необходимость урегулировать вопрос на федеральном уровне", - сказал депутат.
Как можно было понять на заседании, у всех было своё отношение к сложившейся ситуации.
Представители минстроя и фонда капремонта были заинтересованы в главном – очистить программу от проблемных дорогостоящих домов.
Популистская позиция депутатов коммунистов сводилась к тому, что нужно заставить областную власть перечислять бюджетные деньги в областной фонд капремонта, таким образом закрывая разрыв между собираемыми деньгами и теми, что требуются на самом деле.
Писной ратовал за то, чтобы дома с дорогим ремонтом по воле собственников переходили в особую категорию ветхого жилья. Он предполагает, что в течение трёх-пяти лет на федеральном уровне будет принято решение о финансировании государством работ по реконструкции таких домов. "Как это ни смешно, весь центр города Саратова статусу аварийности с точки зрения угрозы обрушения не соответствует. Любой эксперт скажет, что жилой фонд здесь ветхий, он морально устарел. Но он подлежит или капремонту с большими затратами, или реконструкции.
По словам Писного, любую пятиэтажную хрущёвку в центре города можно и нужно реставрировать. Но чтобы эта сказка стала явью, требуется поверить новому федеральному министру строительства Владимиру Якушеву, который сказал, что ветхий фонд государство не бросит. Но к моменту запуска этой программы в Саратовской области должен быть официальный перечень таких ветхих домов: "У нас Волгоград имеет большее количество домов аварийных, чем мы, отстроенный заново после войны Волгоград".
Писной говорил, что Саратовская область скрыла от федерального центра истинное положение с аварийным фондом. Если бы "мы три года не занимались мастурбацией, было бы 340 тысяч квадратных метров" уже признано аварийным, а не 180, как сейчас. На сегодняшний день у нас по самым скромным подсчетам под 700 тысяч квадратных метров, которые попадут в новую программу по улучшению жилищных условий.
- Но когда вам говорили, что надо верить президенту, надо верить правительству…
- Мы говорили, что нельзя им верить!, - перебил депутата Писного депутат Анидалов.
- Ну вот и скажите теперь людям, что мы не верили президенту и поэтому вы останетесь без улучшения жилищных условий, - ответил ему Писной.
Министр Якушев своему государственному слову хозяин?
Пару недель назад на парламентских слушаниях в Государственной думе министр по делам строительства и ЖКХ Владимир Якушев рассказывал о нововведениях в программе расселения на 2019-2024 годы. И намекнул, что сносить будут не все дома. "Когда дом переходит в категорию ветхого, то есть имеет 60-70 процентов износа, мы считаем, что здесь у нас должна быть отдельная программа по работе с этими домами. Потому что в принципе жизненный цикл этих домов мы еще можем продлить, если проведем качественный капитальный ремонт именно там, где у этого дома "болит", обнадеживал министр Якушев.
Саратовский застройщик Писной министру поверил. И можно даже предположить, чем ему потенциальная новая программа восстановления ветхого жилья нравится даже больше, чем расселение аварийного фонда. Дело в том, что вместе с новой программой по ветхому (не аварийному!) жилью в ведомстве Якушева готовят поправки в законодательство, запрещающие жилую коммерческую застройку на месте снесённых аварийных домов. На освобожденных от жилья участках будут обустраивать парки, скверы и площади. Ну а если дом не сносить, а делать в нем качественный ремонт за государственные деньги, то вот он – фронт работ для строительного подрядчика.
Ольга Копшева