Главная / Издания / Продажа блатных номеров с аукционов ослабит коррупцию в ГИБДД

Продажа блатных номеров с аукционов ослабит коррупцию в ГИБДД

Продажа блатных номеров с аукционов ослабит коррупцию в ГИБДД
03 декабря 2018

Павел Плотников

Saratovnews

Многие эксперты и рядовые автовладельцы сошлись во мнении, что инициатива МВД и Минэкономразвития по обелению рынка по продаже регистрационных автономеров серьезно ударит по карману крышующих его инспекторов, и соответственно, высвободит миллиарды рублей для пополнения ежегодного госбюджета. Напомним, что в случае ее законодательного утверждения все мечтающие о красивой комбинации букв и цифр на бампере своей "ласточки" граждане смогут приобретать номера исключительно на специальных интернет-аукционах.

Авторы законопроекта планируют представить его кабмину в сентябре 2019 года. В настоящее время рассматривается три схемы отбора "красивых" номеров:

1). Абсолютно все автономера будут выставляться на продажу, а невостребованные позже передаваться в ГИБДД для свободной выдачи;

2). Лотами на аукционе будут становиться только знаки, отобранные по определенному алгоритму (видимо, определенному алгоритму "красивости");

3). Покупатель сможет сам заказать себе номер с определенным набором букв и цифр.

В ходе проработки законопроекта также предстоит решить, на каком уровне будет осуществляться контроль за проведением аукционов и устанавливаться критерии для торгов: федеральном, региональном или местном.

Напомним, что в августе текущего года был принят закон "О государственной регистрации транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты". Он вступит в силу в августе 2019 года, после чего легализация подобной продажи номеров станет возможной.

Широко известно, что приобрести знак с "неслучайным" набором букв и цифр сейчас можно на так называемом черном рынке номеров, объем которого, как уверяют эксперты, достигает десятков миллиардов рублей. Интернет-аукционы по их продаже, призванные искоренить коррупцию в данной сфере, до этого предлагали создать уже неоднократно. SaratovNews попытался разобраться, насколько эффективно нововведения повлияют на ситуацию, вместе с вице-президентом "Федерации автовладельцев России" Дмитрием Клевцовым:

- Я рад появившейся у меня возможности высказать все, что я знаю и, самое главное, что я думаю по этому поводу. Знаете, лет 5 назад мы вплотную занимались этой проблемой, проводили мониторинг "блатных" номеров и сделали ряд предложений. Так вот, одним из них и была как раз продажа таких номеров через специальные аукционы.

Все мы знаем, что есть такие регистрационные номера, которые выглядят особенно привлекательно для автовладельцев. Это так называемые красивые номера – "зеркалочки" и тому подобное, или содержащие буквы, цифры и их сочетания, которые что-то значат для определенного человека. К примеру, лично я очень трепетно отношусь к числу 866 – это номер моей группы в институте. Кому то номер напомнит памятную дату, кому-то – инициалы любимого человека, вариантов тут множество.

И на каждый такой вариант найдется свой покупатель. Я называю это "налог на дурака" - если человек готов за такую, на первый взгляд, ерунду, платить свои кровные, то он их все равно заплатит – по черной или серой схеме. Так почему эту схему не "отбелить" и не направить эти деньги в государственный карман? Кстати, так давно делается во многих западных странах.

Стоит сказать, что к практической реализации этой инициативы МВД уже отчасти приступило – я своими глазами видел документ, в котором блатные номера даже классифицировались по степени привлекательности, с соответствующими коэффициентами. Очень перспективным, к примеру, там значилось так называемое "очко" - номер О4КО.

В общем, блатной номер – вещь, имеющая объективную ценность, за которую люди готовы платить вполне определенную цену. ГИБДД долгое время пыталась отрицать эту реальность: вводилась система электронного распределения номеров, какие-то номера вообще изымались из оборота. В Татарстане, к примеру, был задействован даже черный пиар - блатные номера присваивались мусоровозам, ассенизаторским машинам и прочим "изгоям" автомира. Но блатные номера выжили и пережили все "репрессии", так что теперь осталось лишь признать очевидное и направить немалые деньги, которые пока идут в карман коррупционерам, в госбюджет.

Пока же на красивых номерах наживаются сотрудники ГИБДД и связанные с ними игроки черного рынка. Как сегодня действует эта совместная схема? Собственно красивые номера никто не продает – они присваиваются автомобилям, и объектом купли-продажи становятся именно автомобили с этими номерами. Обычно это какой-нибудь автохлам, не имеющий особой ценности, который в итоге уже без номеров возвращается к прежним держателям. Со стороны все выглядит чинно-благородно, все по закону.

А сотрудники ГИБДД всячески поощряют интерес автовладельцев к блатным номерам и даже инициируют его на пустом месте. К примеру, одному моему знакомому, приехавшему ставить на учет свежекупленный "Subaru Outback", сотрудник ГИБДД, заговорщически понизив голос, заявил, что за отдельные деньги "есть хороший оутбэк" - то есть номер ЕХО. Оцените креатив – почему-то, по его мнению, на такую байку должен был купиться именно владелец "Аутбэка". Тем более, что креатив не такой уж и дорогой – всего-то 1000 рублей. И ведь найдет, найдет он человека с лишней тысячей!

Кстати, любители красивых номеров обогащают ГИБДД не один раз – при продаже номера – а многократно. Что думаете вы, когда видите автомобиль с красивым номером? Правильно: его владелец денег не считает и расстается с ними легко ("налог на дурака", помните?). То же самое видят и гаишники на дорогах: едет человек на машине стоимостью в миллион, при этом за номер отвалил не меньше 10% от этой суммы, так грех же его не "пощипать" немного. Вот и становятся владельцы таких автомобилей хроническими жертвами вымогательств со стороны гаишников.

Я, как вам уже сказал, появления подобной инициативы ждал уже давно. Как известно, лучший способ победить коррупцию – это легализовать ее, что как раз и предполагает данная инициатива. Теперь мне очень интересно узнать, какие именно механизмы ее реализации будут предложены.

Павел Плотников

Оставить комментарий