Главная / Издания / Слоны играют в футбол на районе

Слоны играют в футбол на районе

Слоны играют в футбол на районе
17 декабря 2018

Валерий Кедров

Saratovnews

Пытка апельсинами продолжалась третий час… Не-не, я отечественный синематограф люблю. Больше того, часто выступаю в роли популяризатора, когда убеждаю родных и знакомых посмотреть очередную фильму. Но знакомиться с новинками нашего кино – как прогуливаться в сквере. То ничего, дышишь свежим воздухом, то вступишь во что-нибудь.

«Слоны могут играть в футбол», режиссер Михаил Сегал, в ролях: Владимир Мишуков, Софья Гершевич, Варвара Пахомова, Александра Быстржицкая, Дмитрий Гудочкин, Денис Фомин, Надежда Горелова, Михаил Сегал, Юрий Быков.

Михаил Сегал («Рассказы», «Кино про Алексеева») – режиссер оригинальный. Это мастер, чьи фильмы хочется пересматривать, что уже является комплиментом. А еще Сегал все время разный. В «Слонах…» он и вовсе открывает целое направление. Переиначить известный сюжет, перенести действие в другое время, - это делали многие. А вот придумать для героя иную мотивацию – ход нестандартный. Представьте, что Отелло задушил Дездемону, но не из ревности, а по какой-то другой причине. Ну, скажем, она грызла ногти. Чужие. Или Вронский увлекается Анной, поскольку ему понравился ее муж…

«Слоны…» - вариация на тему «Лолиты». Об этом и сам режиссер заявлял. Возникла, мол, однажды мысль, записал в блокнот, а потом время пришло – снял фильм. Рассказывать дальше без спойлеров трудно, посему просто замечу, что интрига держится до последнего. Ну и сама поднятая тема – довольно неожиданная. Много сказано о женском одиночестве, а вот о мужском разговора, кажется, не было.

50 граммов коньяка выпиваешь, и сознание немного съезжает. Фильмы Сегала как хороший коньяк. Тут и юмор такой же, сдвинутый. Особенно понравилась сцена в переговорной.

- Почему вай-фая нет?

- Может, кстати, не работать из-за вчерашнего закона о вай-фае.

- А что за закон?

- Я толком не слышал, но они там что-то приняли. Потому может не работать…

Главный герой долго распекает опоздавшего на три минуты сотрудника, по поводу того, что очень важно ценить каждый миг. Читает монолог ровно на те самые три минуты. А потом собравшиеся теряют еще кучу времени. Вай-фая-то нет.

У Сегала вообще много самоиронии. Умение посмеяться над самим собой – признак интеллигентного человека. Планка, которую делает главный герой по утрам. То, как он собирает чемоданчик в командировку. Все очень четко, все организованно, распорядок дня и все такое. Человек отладил свою холостяцкую жизнь, но вместе с тем дико комплексует. Любому мужчине важно не только добиться успеха, но и заботиться о ком-то. Ибо кому же нужен успех, если его нельзя разделить с близкими…

«На районе», режиссер Ольга Зуева, в ролях: Данила Козловский, Илья Маланин, Елена Оболенская, Ангелина Стречина, Ольга Зуева, Андрей Амшинский, Эдгар Гизатуллин.

Если мотивация героев Сегала необычна, а поступки их экстравагантны, то у подруги Козловского, молодого режиссера Ольги Зуевой с логикой совсем плохо. Действия ее персонажей обусловлены не ситуацией, а произволом сценариста (тоже Ольга Зуева). Нельзя быть оторвой по жизни и паинькой дома. Причем и там, и там – искренне. Герой Маланина ведь не прикидывается. Но переход от маменькиного сыночка к громиле и обратно слишком стремительный.

Напрягает и Козловский в роли пацана-переростка. Сколько уже таких персонажей он сыграл. И вот опять. Боксеры с возрастом переходят в более тяжелую категорию, у Данилы это никак не получается. Его персонажи – как под копирку. Тренер Столешников, хоккеист Харламов, пилот Гущин, князь Владимир… Все какие-то неврастеники. Нервные, импульсивные, но целеустремленные.

Сюжет откровенно высосан из пальца. То есть это какой-то подростковый стандарт. Два молодых человека подрабатывают у криминального авторитета, выполняя его поручения. Покалечили бизнесмена, который не хотел отдавать долг. А вот изувечить спутницу жизни самого авторитета один из этой парочки не захотел. И такие прям страдания моральные испытал – словами не передать! То есть ломать ноги коммерсу – это нормально, а вот бить девушку уже не комильфо. Такие вот представления о допустимом и невозможном у человека. Ведь у каждого свои ограничения.

На фоне душевных мук главный герой знакомится с двумя девушками – одна из высшего общества, другая попроще, но, естественно, более человечная, настоящая. Предпочитает он, конечно, вторую. Потому что без любви не может. Еще раз напоминаю – этот товарищ отправил в больницу предпринимателя. И не трудно предположить, что это был далеко не первый случай, когда он выполнял щекотливые поручения такого рода.

Набор проверенных штампов, включая размышления героев о том, твари ли они дрожащие иль право имеют. Это сейчас в каждом сериале. Потерянное рефлексирующее поколение. Хочется бабла, телок и отдыха на Мальдивах. И при этом желательно сразу. Чтобы все это получить, они берутся за бейсбольные биты, кого-то из них в разборках убивают, оставшиеся в живых рефлексируют еще и о потерянных друзьях. Потирая сломанные носы.

Нормальный замес для очередного фильма на один просмотр. Такие поделки – как стаканы попкорна. Похожи друг на друга, а отличаются только размером. Стакана. В смысле – бюджета.

В картине Зуевой много рэпа, фильм-то молодежный. 33-летний Козловский, читающий рэп – тоже юмор. Ну такой – непроизвольный…

Валерий Кедров

Метки: российское кино

Оставить комментарий