Главная / Издания / Культурная обязаловка: чему научит школьников современное российское кино?

Культурная обязаловка: чему научит школьников современное российское кино?

Культурная обязаловка: чему научит школьников современное российское кино?
16 февраля 2019

Павел Плотников

Saratovnews

В соцсетях и СМИ многие родители российских школьников высказывают озабоченность по поводу новой инициативы минкульта включить в учебную программу «культурные нормативы», которые глава ведомства Владимир Мединский сравнил с нормами ГТО. Нововведения подразумевают под собой приобщение школьников к «хорошему, доброму, полезному» и главное, «отечественному» в ходе обязательных (!) походов в театры, музеи и кино. И если первые два культурных кита в России крепко стоят на ногах, то третий не может подняться с колен уже очень долгое время. Безусловно, качественное кино, с которого можно культурно просветиться, в России иногда снимают, но изготовляется и прокатывается оно однозначно без оглядки на массового зрителя, и тем более, детей.

Стоит отдельно подчеркнуть, что школьников собираются обязать делиться своими мыслями по поводу увиденного «в специально созданном бумажном или электронном дневнике».

«Мы сейчас работаем над созданием одного межведомственного проекта совместно с Министерством просвещения. Он будет называться «Культурные нормативы для школьника». Идея заключается в том, чтобы интегрировать в учебную программу культурные компоненты. За страшным словом «нормативы» скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело», - заявил глава минкульта Владимир Мединский в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи.

Уместно будет привести и его сравнение разрабатываемых «культурных нормативов» с нормами ГТО: «Много десятилетий система физкультурно-спортивного воспитания работала, сейчас она возрождается. И я по примеру своих детей-школьников знаю, как стремятся соответствовать. Теперь дело за культурными нормативами».

Глава министерства просвещения Ольга Васильева на том же форуме отметила, что в последнее время культурное воспитание детей в России оставалось без должного внимания, а связанным с культурой школьным предметам отводилось мало учебных часов.

SaratovNews вместе с известным саратовским режиссером Григорием Гришиным решили разобраться, насколько здравой является обозначенная инициатива:

- Детей, школьников у нас всегда водили в кино, музеи и театры «всем классом» - это давно сложившаяся педагогическая практика, вот только живет она по сей день далеко не во всех школах. Однако хорошие, вдумчивые учителя никогда не пренебрегают предоставляемыми им возможностями увлечь своих подопечных чем-то вне школьных стен. В некоторых школах работают киноклубы и кинокружки, на которых организуются совместные кинопросмотры шедевров мирового и отечественного кино, с последующими обсуждениями.

Однако, если речь идет об инициативе федерального масштаба и значимости, если тут задействованы сразу два министерства как минимум – культуры и образования, если все это планируется вводить поголовно и обязательно, то на это должно быть выделено обязательное финансирование. Точно так же, как оно выделяется, например, на приобретение матов для школьного спортзала, на устройство вытяжного шкафа в кабинете химии, на географические карты и прочие наглядные пособия. Никто не может обязать школьников ходить в кино на фильмы, выбранные учителем – пусть и по указке больших начальников – за свой собственный, то есть родительский, счет.

То есть, финансовый вопрос – это единственное, что может стать здесь камнем преткновения. Конечно, никакой класс, даже пересчитанный и пригнанный в кино поголовно, не заполнит целиком зала современного кинотеатра, а идти из-за «культпохода в кино» на убытки не согласится ни один вменяемый собственник. Но и тут можно найти пути возможного решения проблемы – может быть, будет арендоваться кинозал на какие-то незанятые часы или дни, чтобы показывать школьникам киноклассику. Да мало ли что можно придумать, если очень захочется – любую инициативу, как хорошую, так и мертворожденную, можно соответствующей реализацией и испортить, и реанимировать.

Теперь поговорим о том, что школьникам можно теоретически предложить к просмотру в обязательном порядке. Для возрастного ценза «6+» дело обстоит не так и плохо. У нас за последнее время создан вполне приличный детский художественный контент, правда, преимущественно мультипликационный – я имею в виду «богатырскую» франшизу, «Смешариков» и прочее. Не могу сказать, что лично я в восторге от перечисленного, однако эта продукция вполне котируется на мировом рынке, ее создатели даже номинировались на «Оскара» - правда, с другими проектами. Так что тут стесняться нам нечего.

Для категории «12+» ситуация выглядит печальнее – для подростков практически ничего не снимается. Правда, тут на помощь приходят спортивные фильмы – «Легенда №17», «Движение вверх» и так далее, исторические картины – из последних могу припомнить фильмы, посвященные истории Руси времен князя Владимира, подвигу Евпатия Коловрата, Отечественной войне 1812 года. Не будем говорить о том, насколько эти фильмы художественные, однако в качестве иллюстрации учебного материала они вполне сгодятся. И, как мне кажется, любой школьник предпочтет посмотреть кино об этих событиях, нежели сидеть в пыльном классе и слушать бубнеж учителя о них.

Другое дело - кто будет давать оценку художественным достоинствам современных фильмов? Кто решит, что этот фильм хорош, и мы на него, ребята, все вместе пойдем, а этот смотреть не следует – неинтересный, неправильный. О произведениях современного искусства, в том числе и искусства кино, сказать что-либо весомое не всегда могут даже специалисты – оценка должна «выкристаллизоваться» со временем. Так что получится сплошная вкусовщина – мне нравится, значит, это хорошо.

Возникает и еще один веселый вопрос – система отчетности и оценок по поводу просмотренного. Что там будут писать школяры в своих эссе и что по этому поводу напишут в тетрадках красными ручками их учителя, являющиеся публикой достаточно консервативной, представить очень сложно. Впрочем, скорее всего, все эти запланированные чиновниками эссе и изложения школьники будут, как и многое другое, просто скачивать из интернета, точно так же, как их родители в свое время прилежно переписывали в сочинениях вступительные статьи из книжек. То есть министерским чиновникам вряд ли удастся «влюбить» и учителей, и школьников в одни и те же фильмы.

Павел Плотников

Метки: детские фильмы, культпоходы в кино, обязательный просмотр кино

Оставить комментарий