Главная / Издания / «Тобол» нам только снится. Сибирская толкиенистика

«Тобол» нам только снится. Сибирская толкиенистика

«Тобол» нам только снится. Сибирская толкиенистика
28 февраля 2019

Валерий Кедров

Saratovnews

Замечательного писателя Алексея Иванова начали экранизировать, и это прекрасно. «Географ глобус пропил», сериал «Ненастье». Сейчас в кинотеатрах идет довольно сумбурный «Тобол». Подождем, однако, обещанного 8-серийного действа. Может, там многое встанет на свои места. Хотя, признаюсь, надежды мало, и вот почему.

«Тобол», режиссер Игорь Зайцев, в ролях: Илья Маланин, Дмитрий Дюжев, Еркебулан Дайыров, Дмитрий Назаров, Павел Табаков, Андрей Бурковский, Агата Муцениеце, Екатерина Гусева, Иван Колесников, Евгений Дятлов.

Российский кинематограф подсел на историческую тему. За короткий промежуток времени зрителям показали крещение Руси («Викинг»), «Легенду о Коловрате». Теперь вот сага о Тоболе, где все смешалось – пленные шведы, хитрые китайцы, коварные джунгары, вороватая знать, смелые девки и честные офицеры.

Объемную во всех смыслах книгу высушили, как воблу. Прижали гнетом, убрали то, что отвлекало от хребтовых романтических линий, подвялили на солнышке. Получилась не умная картина, а такая штука, которую сначала об стол надо. И типа с пивком потянет. Ну или с большим ведром попкорна.

Сам Иванов целый год трудился над сценарием, но все же сдался и попросил исключить свое имя из титров. Потому в самом начале сообщается, что фильм снят по мотивам романа «Тобол». А по мотивам, значит, вышло что-то слабенькое, к книге имеющее весьма отдаленное отношение. И не оттого, что режиссер предложил свое видение, свое прочтение: по законам киношного шоу-бизнеса на экраны могло выйти только это.

Уже много раз замечал, что после просмотра отечественного патриотического кино, в ряд которого запишу и зайцевский «Тобол», пытаюсь быть снисходительным. Так было после «Легенды № 17» и «Движения вверх». Мол, ну пусть так, может, кого-то из юных зрителей эта восторженная брехня заставит почитать, как было на самом деле. Но киношный «Тобол», простой как табурет, вряд ли вызовет желание прочесть двухтомник Иванова. Это как послушать Рабиновича из анекдота, исполняющего песни Битлз, и сделать вывод об уровне английской группы.

Батальные сцены осады крепости живо напомнили битвы из «Властелина колец». Даже не сомневаюсь, что кто-то из родных и близких авторов нашего фильма уверял: «Блин, ваще как у Джексона получилось!» Нет. Получилось хуже. Ну не выходят у наших кинематографистов сцены боев! Хорошо хоть обошлись без набивших оскомину слоу-муви. Осаждающие толпы, наверное, произвели бы впечатление на зрителя. Но только в том случае, если он не видел схватку за Хельмову падь. А вот после рога, зазвучавшего у джунгаров в качестве сигнала к атаке, я подумал, что сейчас точно появятся орки. Обманули и тут.

В очередной раз исторический фильм разочаровывает стереотипными ляпами, которых можно было избежать. А нежелание это делать свидетельствует только о неряшливости авторов, уповающих, видимо, на условность изображаемого. Белые зубы у всех персонажей без исключения, и это в начале XVIII века! Смолы бы, что ли, пожевали…

Наверное, Бурковский – талантливый парень, но КВН-овское прошлое накладывает свой отпечаток. Ну трудно воспринимать всерьез чувака, который так долго веселил публику. Светлаков тоже пытался перебить свое шутейное прошлое, сыграв сурового маньяка («Камень»). Но вызвал очередной взрыв хохота.

Дюжев мелковат для Петра. Хотя страшные глаза делал очень старательно. Императрицы, видимо, побольше будет в сериале, иначе зачем же было приглашать Гусеву.

Противостояние пушкарей Демарина и шведа Рената напомнило недавнюю дуэль танкистов Николая и Клауса («Т-34»). Такая же замысловатая, компьютерная стрельба. И ни одного промаха за весь фильм.

На афише стоял возрастной ценз. От 16 лет и старше. Я бы оставил просто 16. Без плюсов и минусов. Нормальное кино для подростков. Пересматривать это точно никто не станет.

… Алексей Иванов, на мой взгляд, один из лучших российских писателей последних двух десятилетий. Это тот случай, когда случайно прочитываешь одну вещь, потом проглатываешь всё написанное ранее и с нетерпением ждешь новых романов. Меняется авторский стиль, Иванов работает в разных жанрах. Неизменным остается высокий уровень произведений.

Иванов – это всегда умно и увлекательно. И, по-моему, он очень кинематографичный автор. Ну то есть буквально всё, что пишет Алексей Викторович, можно экранизировать. Главное – режиссера подобрать равного талантом.

«Общага-на-Крови», «Сердце пармы», «Блуда и МУДО», «Псоглавцы», «Комьюнити» - дух замирает от мысли, какие это могут быть картины! А какую увлекательную сагу можно сделать из «Золота бунта»!

Последняя на данный момент книга – «Пищеблок» - дожидается режиссера, способного снять фильм о пионерах-вампирах. Кстати, склонностью работать в разных жанрах Иванов напоминает Тарантино. Жаль, для Квентина вампиры – пройденный этап…

Валерий Кедров

Метки: Алексей Иванов, кинокритика, фильм Тобол рецензия

Оставить комментарий