Главная / Издания / Миллионы водителей рискуют получить черную метку после введения новых правил

Миллионы водителей рискуют получить черную метку после введения новых правил

Миллионы водителей рискуют получить черную метку после введения новых правил
08 мая 2019

Автор: Павел Веденеев

Saratovnews

Злостным нарушителям правил дорожного движения, которые регулярно нарываются на штрафы и лишение прав, собираются запретить работать в сфере пассажирских перевозок. В этих целях ГИБДД планирует создать профильную базу водителей, к которой смогут в свободном доступе обращаться транспортные компании при приеме граждан на работу. Кроме того, в рамках создания этой базы ведомство намеревается получить доступ к данным о пациентах, состоящих на учете в психоневрологических и наркологических диспансерах (по сути – к врачебной тайне). В настоящее время частные организации, имеющие лицензию, нередко выдают таким людям справки, позволяющие претендовать на водительское удостоверение. Как только ГИБДД начнет получать нужную информацию напрямую от минздрава, «эти лица будут исключены из дорожной системы навсегда», заверил начальник управления надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД Роман Мишуров.

Российские водители сразу усмотрели в данной инициативе спорные моменты. Ни для кого не секрет, что ГИБДД периодически предпринимает попытки цифровизации своей деятельности, однако в реальной жизни они разбиваются о тотальную коррупцию и отсталость отечественных информационных технологий. Что немаловажно, коррупция присутствует и в органах здравоохранения (если уж так хочется сотрудничать с минздравом). Сможет ли база эффективно работать в таких условиях – вопрос риторический.

Во-вторых, большинству граждан не понравилась перспектива перманентного бана из дорожной системы. Чтобы было понятно, после введения новых правил даже излечившийся от психической болезни или зависимости гражданин никогда не сможет вернуться за баранку (если придерживаться заявлению господина Мишурова).

Из положительных моментов рунетчики отметили возможное появление конкурентного преимущества для добросовестных водителей, желающих устроиться в сфере пассажирских перевозок. То есть при наличии подобной базы соискатель всегда сможет указать работодателю на свой положительный статус – мол, смотрите, ни одного штрафа за последний год. И водители теоретически должны будут стремиться к подобным показателям для поддержания материального благополучия (и дорожной безопасности соответственно).

Напомним, что 7 февраля Госдума в первом чтении приняла законопроект о народных инспекторах, в случае принятия которого россияне смогут снимать на фото и видео нарушения правил и отправлять материалы в полицию для оформления штрафа провинившемуся. Документ предполагает изменения КоАП в той части, где говорится о возможности вынесения постановлений об административном правонарушении без составления протокола. Сейчас это можно делать только по информации с дорожных камер. В случае же законодательного утверждения проекта данное право могут получить граждане, зарегистрированные на портале госуслуг и установившие специальное приложение на смартфон.

SaratovNews решили вместе с председателем Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктором Похмелкиным разобраться, сможет ли обозначенная инициатива положительно повлиять на дорожную безопасность:

- По-моему, в самой идее создания базы нет ничего плохого – любая электронная база может использоваться с самыми разными, в том числе и с благими, целями. Я категорически против не создания базы, а разделения водителей на любителей и профессионалов (я не имею тут в виду категории С, Д, Е, для получения которых требуется дополнительное специальное обучение). А что касается легкового автотранспорта, то тут требования должны быть одинаковыми ко всем – и к просто автовладельцу, и к водителю такси.

Поэтому, на мой взгляд, запрещать управление транспортным средством людям, не лишенным прав – незаконно. Но информировать автотранспортные компании о «послужном списке» их предполагаемого водителя – можно с тем, чтобы они сами впоследствии решали, нужен им работник с внушительным шлейфом правонарушений или нет. Так что пусть будет база, пусть будет к ней доступ, но окончательное решение должно быть за работодателем, и это решение должно быть свободным – это будет юридически корректный и справедливый подход.

На то, что подобная база станет основой для конкурентоспособного «резюме» претендента на вакансию, лично я бы рассчитывать не стал. Это там, в европах хорошая «история» может помочь в поисках работы, а наш опыт, увы, говорит о другом. Почти все российские автодороги на данный момент оборудованы камерами, которые фиксируют законопослушное поведение (по большей части) водителей личного автотранспорта и регулярные нарушения, например, скоростного режима со стороны водителей грузового или пассажирского транспорта. Похоже, их перспектива штрафа совершенно не пугает. Почему? Потому что эти нарушения входят в негласный договор с работодателями – руководством и владельцами компаний-перевозчиков. Для них главное – скорее доставить груз, максимально освоить пассажиропоток, а каким образом это будет достигнуто – дело десятое. Штрафы – да пес с ними, издержки производства, оплатим. Конечно, необходимо ввести ответственность автотранспортных компаний и их должностных лиц за допущение к работе злостных нарушителей правил. Но пока у нас интересы бизнеса ставятся куда выше общественной безопасности.

Что касается доступа к личным данным о здоровье водителей – это совершенно противозаконная инициатива. Отсеивание от вождения лиц, имеющих проблемы с физическим или психическим здоровьем, наркотиками и так далее на данный момент происходит при помощи процедуры обязательного получения медицинской справки на права, и нет никакой необходимости окружать ее дополнительными барьерами. И уж, конечно, любое состояние здоровья не может быть основанием для пожизненного лишения человека права на управление транспортным средством. У любого человека всегда есть шанс поправиться и возобновить доступ к праву вождения.

Конечно, отечественная система обеспечения дорожной безопасности на данный момент далека от совершенства и нуждается в кардинальном реформировании, причем со всех участвующих в ней сторон: тут и реформа ГИБДД, и обучение в автошколах, и многое другое. Увы, пока эта система «заточена» на получение денег. Задачу обеспечения дорожной безопасности можно решить только предупреждением нарушений, а не превращением абсолютной массы водителей в правонарушителей, что, к сожалению, на данный момент и происходит. Наша дорожная полиция в лучшем случае способна преследовать и наказывать, но не предотвращать. И пока в приоритете ГИБДД не окажутся три ключевых показателя – снижение количества ДТП, снижение тяжести их последствий и повышение пропускной способности автодорог – все усилия сведутся к состриганию «вершков», вместо корчевания «корешков»

Автор: Павел Веденеев

Метки: злостные нарушители правил полная база, новости России, профессиональный водитель

1 комментарий