Главная / Издания / Дети на выданье

Дети на выданье

Дети на выданье
13 ноября 2019

Автор: Ирина Лихоман

фото pixabay.com

МК в Саратове

№47 (1160) 13.11.2019

В Саратовской области стало больше приёмных семей.

«Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему» — заповедь известного польского педагога Януша Корчака наизусть знают родители, решившие дать кров сироте. На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы вырастить приёмного ребёнка — какая разница, своего воспитывать или приёмного? Однако статистика вторичного сиротства, когда опекуны или замеща­ющие родители возвращают сироту в детский дом, говорит об обратном. Как готовят приёмные «ячейки общества» к появлению нового члена семьи, выяснял «МК» в Саратове».

 

Бездомные детдомные

Согласно проекту «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование» к концу 2024 г. не менее 75% родителей (законных представителей) детей должны получить услуги психолого-педагогической и консультативной помощи, также необходимо оказать поддержку гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи малышей, оставшихся без попечения родителей. Психологи помогут потенциальным приёмным родителям понять, насколько их намерение взять ребёнка в семью обдуманное и осознанное. А также ответить на вопросы: «Справлюсь ли я? Будет ли малышу комфортно в моей семье? Как мои родные станут себя чувствовать в новой ситуации?» 

Сегодня согласно действующему законодательству граждане, желающие взять сироту в приёмную семью, должны пройти подготовку в Школе приёмных родителей. В Саратовской области такие школы работают уже давно, программа обучения представляет собой цикл занятий, рассчитанный на 80 часов и включающий как групповые встречи, так и индивидуальные консультации. В программе затрагиваются социально-правовые, психологические вопросы.  

Подготовка потенциальных родителей реализуется в 14 учреждениях области, подведомственных министерству образования области и министерству социального развития области. Работают также 23 учреждения, осуществляющих деятельность по профессиональному сопровождению замещающих семей. Что немаловажно: специалисты оказывают психолого-педагогическую, медико-социальную помощь не только замещающим родителям, но и детям, проживающим в этих семьях, пытаясь помочь вчерашним сиротам решить проблемы в обучении, развитии, в отношениях с приёмными родителями. За девять месяцев 2019 г. в школе прошли подготовку 224 кандидата, желающих взять в свою семью сироту.

Количество приёмных семей в регионе увеличивается: если в 2014 г. было создано 263 семьи, то в 2017-м уже 383. На сегодняшний день в Саратовской области 395 приёмных семей, в которых воспитываются 1196 детей. Только за девять месяцев нынешнего года образовано 15 новых семей, в них переданы 78 детей. Под опекой на данный момент находятся 4668 детей (опекунами, как правило, выступают близкие родственники).

Как рассказала Галина КАЛЯГИНА, начальник Управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних минобразования области, в скором времени не только приёмные родители, но и опекуны — бабушки, тёти, сёстры и братья — пройдут через Школу приёмных родителей, поскольку чаще всего детей возвращают в государственные учреждения именно опекуны. 

 

Комментарий эксперта

Галина Калягина, заместитель министра образования Саратовской области — начальник Управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних:

— В Школе приёмных родителей с гражданами, желающими взять ребёнка в семью, сначала работает психолог. Во-первых, необходимо узнать мотивацию, а во-вторых, предупредить, что дети-сироты особенные. Зачастую будущие приёмные родители уверены: мол, своих воспитали, значит и чужого сможем. Но сироты проходят разный путь до того, как приходят в семью. И этот путь бывает очень тяжёлым. Дети чувствуют себя никому не нужными, так как один раз они уже потеряли свою семью. Поэтому замещающим родителям всегда нужно помнить, что к ним пришли дети со своим характером, чуждыми привычками и порой странными реакциями. Для понимания нужд ребятишек родителям необходимо знать психологические основы взросления детей, иметь возможность получать поддержку специалистов. Школа приёмных родителей рассчитана не только на подготовку, но и на сопровождение семьи. В первый год часто возникают проблемы, конфликты ребёнка не только с приёмными родителями, но и их родными детьми. Важно не доводить ситуацию до тяжёлого кризиса, наладить внутрисемейные отношения, и сопровождение необходимо на стадии, когда семья создана.

 

По словам Галины Владимировны, подавляющее большинство замещающих родителей имеют своих взрослых детей. Бум на «замещающую» многодетность минул нашу область: из 395 приёмных семей по одному ребёнку-сироте воспитывается в 89 семьях, по двое — в 120. Исключение составляют родители из Татищевского района, воспитывающие 14 детей, да ещё несколько семей, где воспитываются по 11 и 10 детей.

 

Без семьи

В 2020 г. в России будет создан реестр граждан, которые не смогут усыновить ребёнка или оформить над ним опеку, а также реестр лишённых родительских прав. Необходимость создания реестра связана с ростом случаев отмены опекунства и усыновления. 

— По закону, если гражданин был лишён родительских прав либо отстранён от воспитания за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, то он уже не сможет стать опекуном, — объясняет Галина Калягина. — Но сейчас возникают ситуации, когда человека лишают родительских прав, он переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка. Хотя вполне возможно, что на его счету имеются факты жестокого обращения с детьми. На сегодняшний день между компетентными органами нет отлаженного механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Проверить граждан на «чистоту» крайне сложно, да порой и сами замещающие родители не говорят, из какого региона они прибыли. Теперь каждый орган опеки станет вносить в реестр данные родителей, лишённых родительских прав, или недобросовестных опекунов.

С 2016 г. в нашем регионе создана Ассоциация приёмных семей, которая оказывает помощь потенциальным и действу­ющим усыновителям, опекунам и приёмным родителям, содействует устройству в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организует встречи замещающих семей с целью обмена опытом по решению проблем, возникающих при воспитании детей. Сейчас в ассоциацию входят 50 приёмных семей из разных уголков Саратовской области.

Председатель организации Елена КИЧАЕВА воспитывает ребятишек-сирот вместе с собственными детьми и о проблемах, которые возникают в замещающих семьях, знает не понаслышке.

 

Комментарий эксперта

Елена Кичаева, председатель регио­нальной общественной организации «Ассоциация приёмных семей Саратовской области»:

— В планах ассоциации создание клуба приёмных семей, в который войдут родители, взявшие на воспитание детей-сирот. Мы станем обсуждать наболевшие проблемы, обмениваться опытом. Ведь с ребятишками бывает очень непросто найти общий язык. Дети-сироты могут выплёскивать боль и злость на окружающих, их поведение может выглядеть жестоким, но за этим, как правило, стоит травма, с которой ребёнок не может справиться. Они умело манипулируют взрослыми, поскольку такая модель поведения помогала им выживать в детском доме. И таким ребятишкам бывает сложно расстаться со старыми привычками. Часто мамочки не понимают, почему ребёнок не слушается, резко реагирует на ласку. Таких детей мало просто любить, к ним нужно найти подход, увлечь, заинтересовать, научить доверять. Обмен опытом, на мой взгляд, способен помочь многим семьям избежать конфликтов и тем самым профилактировать вторичное сиротство.

 

Точка (не)возврата

Вторичное сиротство — больная тема. Летом нынешнего года Верховный суд РФ обнародовал данные, согласно которым двух сирот из Саратова неоднократно возвращали в детские дома после отказов от них приёмных родителей. По материалам суда, от одного из подростков приёмные семьи отказались 49 (!) раз. Они испугались наследственности мальчика и дурной славы его родной матери. Ещё один девятилетний воспитанник детского дома возвращался в его стены 17 раз. Причиной отказа приёмные родители называли непоседливый характер ребёнка. В этом году в отношении 39 детей отменены решения о передаче на воспитание в семью.

Как считает известная саратовская общественница Ольга КОРГУНОВА, не только кандидаты в замещающие родители должны проходить обучением перед тем, как взять в семью ребёнка. Для самих сирот тоже нужно разработать программу, которая поможет им адаптироваться в семье. 

 

Комментарий эксперта

Ольга Коргунова, руководитель саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Считаю, уже с семи лет ребёнка необходимо обучать по программе с условным названием «Учимся жить вместе», потому что многие сироты не понимают, что такое семья, и не знают, как жить в новых условиях. Бывает, что дети в приёмных семьях ведут себя, как потребители, будучи уверенными в том, что им все должны. Они не желают помогать по дому, не хотят хорошо учиться в школе, не понимают, что мама и папа устали на работе, и, не получив повышенного внимания, ведут себя агрессивно или, наоборот, уходят в себя. Поэтому как приёмные родители проходят 80 часов обучения, общения с психологами, социальными педагогами, так же и дети-сироты должны проходить свой курс, который поможет им привыкнуть к новым условиям жизни. Это профилактика вторичного сиротства, и обучаться совместному проживанию должны обе стороны.

 

Ольга Коргунова также отмечает: несмотря на поставленную государством цель определить в семьи максимальное количество сирот, не все дети способны жить у новых родителей.

— В нашей организации есть девочка-волонтёр из детского дома, — рассказывает Ольга Викторовна. — Сейчас она уже взрослая, учится в техникуме, но несколько лет назад, будучи в государственном учреждении, совершенно чётко выразила свою позицию: «В семью не хочу, жду, пока моя мама остепенится». То есть подросток не желал уходить к другим родителям и не принял бы их. Думаю, таких детей немало. Кроме того, бывают случаи, когда одинокая мамочка хочет взять из детского дома мальчика. А пацану-сироте, особенно когда он подходит к подростковому возрасту, требуется мужское воспитание. В интернате чёткий распорядок, учителя имеют авторитет. И если физкультурник сказал: сейчас отправляемся на пробежку, хулиганы становятся шёлковыми и слушают учителя. Выстроить такую систему в домашних условиях нереально, потому иногда подростки убегают от приёмных родителей или опекунов. Уверена, задача психологов — определить характер ребёнка и решить, сможет ли он жить в семье.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий