Главная / Издания / Шедевры за колючей проволокой

Шедевры за колючей проволокой

Шедевры  за колючей проволокой
10 июня 2020

Автор: Станислав Орленко

фото УФСИН по саратовской области

МК в Саратове

№24 (1188) 10.06.2020

Сокровища мировой культуры пробуждают в саратовских зэках добрые чувства

Время, проведённое в местах лишения свободы, может для одних стать вычеркнутым из жизни, для других — дорогой к возрождению души. Произведения искусства, культурные ценности для осуждённых значит гораздо больше, чем для людей на воле. Красота и одухотворённость спасают тех, кто однажды оступился, совершил ошибку. Это хорошо понимают в исправительных учреждениях Саратовской области. «Галерея искусств» в ИК-ЗЗ, что на Песчано-Умётском тракте в пригороде Саратова, создана именно для того, чтобы вернуть в общество людей с очищенной душой.

 

Узри свою свободу 

Ярко-алый фон напоминает о крови, пролитой на полях боёв Великой Отечественной и о знамёнах Победы над вражескими столицами. На этом фоне — репродукции картин, хранящихся в Третьяковской галерее и знакомых всем со школьных лет. «Таня» — полотно, рассказывающее о подвиге юной Зои КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ, созданное КУКРЫНИКСАМИ (коллективный творческий псевдоним народных художников СССР Михаила КУПРИЯНОВА, Порфирия КРЫЛОВА, Николая СОКОЛОВА). «Мать партизана» Сергея ГЕРАСИМОВА — величественная фигура русской женщины перед охваченным злобой и смятением немецким офицером. «Машенька» Бориса НЕМЕНСКОГО — молоденькая медсестра военного госпиталя с просветлённым ликом святой девы. «Слава павшим героям» Фёдора БОГОРОДСКОГО — картина, воскрешающая в памяти евангельское предание о снятии Христа с креста. Прифронтовая Москва 1941-го на холсте Александра ДЕЙНЕКИ и покорённый Берлин 1945-го, выписанный Дмитрием МОЧАЛЬСКИМ… Всего больше тридцати творений, вошедших в золотой фонд советской живописи середины ХХ века, военных и послевоенных лет. 

Всё это выглядело бы, как обычная экспозиция в честь 75-летнего юбилея Великой Победы. Такое сейчас можно увидеть везде: в школах, в детских садах, в домах культуры. Необычность выставки — в тех, кто её готовил и для кого она предназначена. И те, и другие — осуждённые исправительной колонии общего режима № 33 УФСИН по Саратовской области. Люди, когда-то преступившие черту дозволенного законом, получившие за это наказание в виде лишения свободы. Теперь они стараются найти потерянную свободу в картинах мастеров изобразительного искусства. Усилиями осуждённых и их воспитателей в зоне открыта «Галерея искусств».

Колония в Елшанке давно стала территорией творчества. Здесь свыше двадцати студий и кружков, где оттачивают свои таланты люди в спецодежде с бирками на груди. Теперь их начальники верят, что осуждённые обрели центр культурной жизни. Им должна стать художественная галерея. Сегодня в ней показаны сокровища Третьяковки — пусть в репродукциях, но для зэков они стали глотком воздуха с вершин русской и мировой культуры. На очереди — Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи, Лувр и Ватикан. Ну и, разумеется, Саратовский музей имени А. Н. Радищева, с ним УФСИН давно подружилось. 

Нынешнюю экспозицию собирали больше месяца, рассказывают сотрудники УФСИН. Занимались этим осуждённые из историко-патриотического кружка, есть в ИК-33 и такой.

Теперь настала очередь поработать специалистам местного кабельного телевидения — в колонии своя телестудия открылась в числе первых среди исправительных учреждений Саратовской области. Поскольку к общему режиму отбывания наказания добавился режим ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса, знакомиться с шедеврами изобразительного искусства осуждённые будут, просматривая ролики, снятые их товарищами по несчастью. Ролики собираются снять о каждой картине, с историей её создания, с рассказом о биографии художника-автора, с пояснениями, какие моменты грозных фронтовых лет вдохновляли мастера. 

Обновлять выставку планируется регулярно. Тематикой экспозиций станут значимые даты российской и мировой истории, запечатлённые в творениях великих живописцев. 

— Осуждённые остаются россиянами, — говорят в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний. — Патриотизм, любовь к Отечеству, гордость за подвиги дедов и прадедов — всё это должно находить отклик в их душах. На свободе у многих не хватает времени, чтобы подумать о душе, 

зайти в музей или картинную галерею. Теперь, в неволе, можно восполнить эти пробелы в развитии. Наша задача в том, чтобы люди выходили из исправительных колоний лучшими, чем они туда попали. 

За колючей проволокой не только наслаждаются произведениями искусства, но и сами их создают. Месяц назад, в двадцатых числах апреля в УФСИН назвали победителей ежегодного конкурса художественно-прикладного творчества осуждённых. Как и всё в этом году, он был посвящён победной тематике. Более восьмидесяти своих творческих работ представили на суд строгого жюри обитатели саратовских зон. В основном это картины с батальными сценами, панно с декоративным тематическим оформлением, модели военной техники. 

Художники и модельеры из ИК-33 оказались в числе лучших. В личном зачёте первое место досталось картине «Поле боя», её вдвоём писали их коллеги по заключению из областной туберкулёзной больницы (ОТБ) № 1. 

 

Перед божьим судом

Не только сюжеты, связанные с боевой славой России, вдохновляют творцов из числа саратовских зэков. Обращаются они и к богоискательству, осваивая премудрости иконописи. В начале прошлого года осуждённый колонии особого режима № 23 в Красноармейском районе был удостоен Благословенной архиерейской грамоты «За усердные труды во славу Святой церкви». Этот иконописец из зоны — инвалид, ещё в детстве ему ампутировали левую руку по самое плечо. Одной рукой он создал образ Богородицы, поразивший святых отцов на Всероссийском смотре религиозной деятельности осуждённых «Не числом, а смирением». 

Уместно вспомнить, что ИК-33, где теперь действует «Галерея искусств», является лидером на пути приближения заблудших душ к Богу. Именно здесь в 1993 г. открылся первый в российских местах лишения свободы православный храм, названный в честь Святой блаженной Ксении ПЕТЕРБУРЖСКОЙ. Первый камень в его основание был заложен в апреле 1991 г. Тогда, в смутные годы развала прежней советской государственности и разгула криминального беспредела, в колонии находили время и возможности не только думать о Боге, но и возводить культовые сооружения.

Кстати, весной 2002 г. в той же колонии появился первый в исправительных колониях нашей области мусульманский храм — мечеть имама Али. Вот уже почти двадцать лет эти величественные здания стоят друг напротив друга среди огороженных железными заборами отрядных бараков-общежитий. Они принимают всех, кто ищет спасения души, независимо от национальности и вероисповедания. 

 

Точка отсчёта жизни заново

Два месяца назад, 27 марта, всё культурное сообщество планеты отмечало Международный день театра. Не обошёл стороной праздник и театралов из ИК-33. Студия кабельного телевидения подготовила для осуждённых специальный выпуск программы, приуроченной к годовщине основания Государственного академического Большого театра России, приходящейся на 28 марта. Участники театральной студии выступили перед своими товарищами с подробным рассказом о старейшем и славнейшем театре России, о великих артистах и режиссёрах, о постановках, ставших классикой.   

Театр в неволе — особая тема. В каждой колонии есть своя самодеятельная труппа. Они предпочитают не «чернушные» пьесы, коими так изобилует современная драматургия, а классику. Там осуждённые России XXI века находят ответы на мучающие их вопросы. 

Минувшей осенью колонию № 33 посетил президент телеканала «Первый образовательный» Пётр КАРПЕНКО. Его восхитила театральная постановка, подготовленная «сидельцами» по роману Льва ТОЛСТОГО «Воскресение» (как раз в прошлом году исполнилось 120 лет со дня его первого издания). Телебосс от просвещения признался, что столь выразительного чтения толстовского текста ему уже давно не приходилось слышать. Сейчас читать книги вообще не очень принято, тем более вслух. Описания тюремного и каторжного быта конца позапрошлого века, душевные метания Нехлюдова, чаяние им воскресения своей падшей души — всё это далеко от нынешних школьников (а может быть, и педагогов). Зато людям в чёрных робах очень близко и понятно. Похоже, надо попасть в тюрьму, чтобы понять «Воскресение» Толстого, «Преступление и наказание» и «Записки из мёртвого дома» ДОСТОЕВСКОГО, «Остров Сахалин» ЧЕХОВА, прозу ШАЛАМОВА и СОЛЖЕНИЦЫНА. Это, конечно, шутка, но постояльцы нынешних казённых домов открывают для себя хрестоматийные творения вполне серьёзно. 

Первый в России театральный фестиваль осуждённых тоже прошёл в наших исправительных колониях в 2004 г., когда отмечалось 125-летие создания отечественной уголовно-исполнительной системы, Главного тюремного управления Российской империи. Первым начальником этого ведомства стал саратовский губернатор Михаил ГАЛКИН-ВРАССКИЙ.    

На том, далёком теперь во времени, первом фестивале победила постановка исправительной колонии № 2 по пьесе Василия ШУКШИНА «А поутру они проснулись…». События там разворачиваются, если кто не помнит, в медвытрезвителе. Образы его посетителей и воплотили на колонийской сцене осуждённые. Члены жюри и зрители «со стороны» не могли поверить, что зэк, играющий хрупкого «интеллигента» в очках, сидит за двойное убийство с расчленёнкой, а в роли звероподобного «урки» всего лишь хранитель наркотиков. 

Психологи говорят, что замкнутое пространство, например, зона, огороженная колючей проволокой, идеально подходит для реализации творческих способностей. Люди в неволе начинают создавать свой собственный мир, стремятся к самовыражению, к воплощению собственных представлений о прекрасном и безобразном, о добре и зле. Их жизнь наполняется новым смыслом, и, в конечном счёте, они приходят к тому, что называют «ресоциализацией», находят своё место в обществе. 

Сами же заключённые из тех, с кем мне довелось общаться на эту тему, высказываются примерно так:

— В прошлой жизни я накосячил, за то и поплатился. Теперь хочу приносить людям хотя бы маленькую радость, насколько способностей хватит.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий