Главная / Издания / Уроки смерти

Уроки смерти

Уроки смерти
19 мая 2021

Автор: Станислав Орленко

фото pixabay.com

МК в Саратове

№21 (1238) 19.05.2021

«Казанский расстрел запросто повторится в любой школе»: мнения саратовских учителей и родителей

Говорить о трагедии в казанской гимназии не только страшно, но и опасно. Шумиха вокруг бойни, устроенной то ли психом, то ли посланцем ада уже рождает подражателей. Они тоже хотят славы, пусть за неё придётся расплатиться собственной жизнью — чужие жизни и сломанные судьбы не в счёт. Но молчать не получается именно потому, что до сих пор такие кошмары имели продолжение, не заставлявшее себя долго ждать. И самое главное — никакие заверения власти о превращении школ в неприступные крепости не прибавляют людям уверенности в том, что их дети будут защищены. Корреспондент «МК в Саратове» пообщался с саратовцами, небезразличными к больной теме школьной безопасности.

 

Школа повышенной опасности

Школа никогда не была абсолютно безопасным местом. Ещё в обожествляемое теперь советское время «трудные подростки» выбирали территорию средних учебных заведений для своих подвигов: «отшакаливания» у школьников денег и модных шмоток, «пацановских» разборок с мордобоем. Правда, масштаб такого террора был невелик, особенно по нынешним меркам. Всё сводилось к вытряхиванию мелочи из карманов и, в худшем случае, синякам под глазами. 

В лихие 90-е уязвимость школ стала более серьёзной проблемой. Ученики и женщины-учителя выглядели лёгкой добычей для всяких гопников и гоблинов. Как раз тогда встал вопрос об охране. К середине последнего десятилетия прошлого века в Саратове появилось такое понятие, как частные охранные предприятия. Школы вместе с больницами стали их основными клиентами, поскольку оплачивать милицейские услуги не всем было по карману. Мой знакомый, Георгий Герцев, в то время был учредителем ЧОП. Он помнит, как частные охранники пришли на смену дедушкам-сторожам и бабушкам-вахтёрам:

— Директора школ на окраинах Саратова, особенно в Заводском и Ленинском районах, рассказывали нам, что после занятий второй смены по вечерам дети не уходили домой, дожидались родителей. Учителя тоже старались не выходить из школы поодиночке. Местная шпана приходила на школьный двор грабить, могли избить. В одной из школ наш охранник спас учительницу от нападения насильника прямо у выхода. Вообще тогда извращенцы облюбовали учебные заведения, были случаи, когда стояли под окнами, делая то, что в УК называется «развратными действиями». Подонки знали, что в школах почти нет мужчин — в лучшем случае физрук, военрук (кстати, НВП тогда как раз отменили), трудовик, и то не везде. 

Криминальные нравы в ту пору активно проникали и внутрь школьных стен. В тогдашней газете областного УВД даже появилась специальная рубрика «По ком звонит школьный звонок». Там приводились факты из милицейских хроник о школьной преступности: дети активно подражали героям бандитских сериалов, играли в «братков», заставляли тех, кто помладше и послабее, откупаться деньгами. 

1990-е принесли в школу невиданное прежде явление: учителя стали бояться своих учеников. Во время моего дежурства на «телефоне доверия» УВД позвонила испуганная женщина и попросила помощи. Она работает в школе, и ей угрожает расправой семиклассница, говорит, что её крутые друзья поймают училку и покажут, как двойки ставить и родителей вызывать. Я удивился: неужели педагог всерьёз воспринимает угрозы малолетней хулиганки? Собеседница в ответ удивилась моей наивности: «Что вы, учителей бьют, это давно в порядке вещей!»

Кстати, тогда в нашей области была первая попытка устроить в школе подобие теракта. В Красноармейском районе ученики распылили в классах перцовый газ из баллончиков. Несколько человек госпитализировали. В местных СМИ рассказывали о «шокированной школе» (газ назывался «Шок»). 

 

Культ юных убийц

Но всё это было ещё до «Колумбайна». В школу приходили хулиганить, безобразничать, но не убивать — такое не приходило в голову даже самым буйным оторвягам. Пока на весь мир весной 1999 года не прогремело страшное известие о массовой бойне в американской школе, устроенной двумя старшеклассниками. С тех пор школьные расстрелы, можно сказать, вошли в моду. В российских школах стрелять начали с 2014-го. История «керченского стрелка» стала стимулятором для современных геростратов-убийц. Именно с убийцы из керченского колледжа брал пример 15-летний мальчишка в Вольском районе, когда пытался забросать свою школу «коктейлями Молотова» и ударил топором по голове 12-летнюю девочку. К счастью, девочку удалось спасти, горючая смесь не загорелась, «колумбайнера» местного разлива отправили на семь лет за решётку. Пока это единственный случай нападения на школу в нашей области, но последний ли? Об этом я спросил людей, принимающих школьные проблемы близко к сердцу.

 

Не нужно делать из нелюдей героев

Светлана Павловна, учитель истории с 45-летним стажем:

— В 1970-1980-е годы школьники часто дрались, иногда устраивали массовые драки, могли в школу прийти, чтобы «погонять» чужих ребят, выяснить отношения. Но ни о каких массовых увечьях, и тем более убийствах, в то время не слышали, этого просто не было в сознании ни у подростков, ни у нас, учителей. Теперь у детей не принято решать споры кулаками, как раньше. Но всё чаще мы узнаём о диких историях с истязаниями и пытками своих ровесников, причём девочки в этом засвечиваются чаще, чем мальчики. Не говорю уже о современной манере снимать всякие мерзости на видеокамеры смартфонов и выкладывать в интернет. Нравственный барьер давно пройден, теперь дети готовы убивать себе подобных, это, наверное, стало признаком крутизны. Не верю, как и большинство моих коллег, что школьников смогут защитить, ведь психически больные, задумавшие убийство, бывают невероятно изобретательными, у них извращённая и изощрённая фантазия. Никакие охранники и пропускные системы не спасут от этих зверей в облике человека. Их надо отслеживать заранее, а тех, кто попался, нужно подвергать позорящим наказаниям, чтобы они не выглядели героями в глазах других отморозков. 

 

Школьные службы безопасности — в России это нереально

Анатолий Круминьш, отец двух школьников, в недавнем прошлом сотрудник одной из силовых структур:

— Безопасность детей меня очень волнует, мы часто обсуждаем эту тему и с родителями, и с администрацией гимназии, где учатся мои сын и дочь. Но приходится с горечью констатировать: если американцы с их техническими возможностями и декларациями о праве каждого на защиту не могут уже больше 20 лет справиться с «колумбайнерами», о чём говорить в России? По-хорошему в каждой школе должна быть не охрана, а своя служба безопасности, свободный доступ на территорию надо исключить, как на закрытых предприятиях. Но я и другие родители прекрасно понимают, что это только мечты, в реальности такое невозможно. 

 

Страх приходит и уходит

Поинтересовался я и мнением учеников: не страшно ли им теперь ходить в школу, если в любой момент туда может нагрянуть вооружённый маньяк? Вот что услышал в ответ:

— После убийства в Керчи было страшно, но недолго. И теперь побоимся немножко и перестанем. Всё равно ведь школы не закроют. И с усилением охраны тоже пошумят-пошумят и затихнут. Так всегда бывает. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий