Главная / Издания / Лето смерти

Лето смерти

Лето смерти
11 августа 2021

Автор: Станислав Орленко

Фото: Евгений Кузнецов

МК в Саратове

№33 (1250) 11.08.2021

Печальная пальма первенства по абсолютной убыли населения в России, похоже, закрепляется за Саратовской областью надолго, если не навсегда. Хотя время от времени мы слышим бодрые заверения чиновников, что всё идёт естественным путём и нет оснований для тревоги, органы ЗАГС своими сообщениями оптимизма не прибавляют. В июле смертность опять резко возросла — то ли жара виновата, то ли инфекции, то ли злой рок. По итогам семи месяцев текущего года нас стало намного меньше. 

3821 человек — такую жатву собрала смерть в июле нынешнего года в нашем регионе. Если учесть, что в июне в мир иной отправились 3226 человек, получается, что рост смертности составил почти 20%. Такого не было очень давно.

Конечно, рекордной эту мрачную цифру не назовёшь. В январе 2021 года, когда вторая волна пандемии коронавируса достигла своей максимальной высоты, умерших в регионе было ещё больше — 3927. Утешение, впрочем, слабое тем, что может быть ещё хуже. 

Если учесть, что на свет в июле появились всего 1709 младенцев, нетрудно догадаться, что смертный показатель более чем в два раза превышает рождаемость. 

Что у нас вообще с рождаемостью? Ничего хорошего. В январе-июле родились 10608 детей против 10653 за тот же период прошлого года. 

Вымирание, наоборот, набирает темпы. 24685 саратовцев ушли из жизни за семь месяцев, хотя в прошлом году, тоже пандемийном, было почти на четыре тысячи меньше — всего 20829. 

Смертность превышает рождаемость (пришли в этот мир за тот же срок всего чуть больше 10 тысяч) в 2,3 раза. Мы ужасались большой естественной убыли за полгода — 12 тысяч человек. Темпы увеличиваются или, уж точно, не уменьшаются — теперь нас минус 14 тысяч. Саратовская область остаётся абсолютным лидером по вымиранию с учётом миграционного оттока людей. 

Но статистика — лукавая дама. Как ни странно, ещё в апреле нынешнего года выходило, по данным того же управления ЗАГС, что смертность падает, рождаемость растёт и жизнь вообще налаживается. 

Точно такие же бодрые рапорты публиковались на правительственных сайтах в начале прошлого года. Говорилось, что снижается смертность от болезней системы кровообращения, от туберкулёза, даже от ДТП. Утверждалось, что «за счёт “успешной реализации комплекса мер” министерством здравоохранения удалось сохранить несколько сотен жизней». 

Короче, с медициной у нас вроде бы всё в порядке, по таким показателям, как, например, уровень младенческой смертности, мы вовсе можем себя в пример ставить, настолько он низок. Почему же тогда всё-таки вымираем быстрее других?

Если чиновники говорят о старении населения, как причине ухудшения демографических показателей, они в общем и целом правы. Действительно, главная причина убыли населения — в молодёжи. Об этом уже не раз сказали эксперты разных уровней. 

В Саратовской области молодёжь старается не задерживаться. Причём уезжают не только в столицу, которая, как известно, «не резиновая», но и в другие города — чаще всего называют Питер и соседей по Приволжскому федеральному округу: Самару, Волгоград, Пензу. 

Ну а те, кто остаётся, не спешат заводить детей, поскольку не видят перспектив для семейного благополучия. 

Когда по итогам первого полугодия заговорили о небывалых темпах вымирания региона, я спросил первого губернатора нашей области Дмитрия Аяцкова, что он об этом думает. Напоминаем, он «правил» во второй половине 1990-х, когда, собственно, и началось сокращение населения, точнее процесс вымирания стартовал в 1997 году. Он ответил:

— Саратовская область была флагманом советской промышленности, особенно машиностроительной и электронной. Умерли предприятия, люди перестали сюда приезжать на работу, вот и пошёл обратный отсчёт в численности населения. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий