Главная / Издания / Тариф «школьный»

Тариф «школьный»

Тариф «школьный»
13 июля 2022

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове

№29 (1298) 13.07.2022

В Саратовской области стало больше учителей-пенсионеров

Более 650 тысяч учителей школ достигли пенсионного возраста, но выпускники педагогических вузов не торопятся им на смену: как подсчитали в РАНХиГС, в отличие от выпускников медицинских вузов, 95-97% которых работают по специальности, до школы доходят всего 15-20% выпускников педагогических вузов. Получается, учительские кадры стареют, уходят на заслуженный отдых, а заменить их некем.

 

Кадровый вопрос

Как сообщает «Парламентская газета», согласно данным РАНХиГС за 2021 год, в школьном образовании не хватает 250 тысяч преподавателей. Наибольший дефицит учителей математики, физики, русского и иностранных языков. Дабы исправить ситуацию с кадрами, в Госдуме РФ разработали Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Правительство выступило с предложением внедрить единую для всех образовательных учреждений систему обучения преподавателей, а также упростить трудоустройство выпускников-педагогов.

По информации Росстата, в 2020 году педвузы окончили 88,9 тысячи студентов, а колледжи — 38,1 тысячи. Как указывает новая Концепция, такого количества выпускников вполне хватит, чтобы дать отдохнуть учителям-пенсионерам и обес­печить ротацию педагогических кадров. Главная суть новшества — обеспечить единый подход в системе подготовки учителей. Пока педагогические вузы самостоятельно определяют содержание образовательных программ, в результате чего уровень знаний выпускников отличается и зачастую не устраивает работодателей и родителей школьников. Концепция предполагает, что требования к обучению педагогов станут едиными для всех вузов страны.

 

Без оклада

Согласно статистическим данным министерства образования Саратовской области, в 2021/2022 учебном году доля педагогических работников старше 55 лет в общеобразовательных учреждениях составляла 26,9% от общего числа учителей. Годом ранее — 25,8%, в 2019/2020 — 24,9%. При этом численность молодых школьных педагогов не меняется уже несколько лет и составляет 20% от общего количества учителей (в 2019/2020 — 4115 человек, в 2020/2021 — 4131, в 2021/2022 — 4065 человек).

— Работающих учителей-пенсионеров и в Саратовской области становится всё больше, — рассказывает Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. — А численность молодых учителей (до 35 лет) даже стала чуть меньше в этом году. Часто бывает так, что молодой педагог приходит в школу, поднабирается опыта и уезжает работать в Москву или Санкт-Петербург — туда, где выше зарплата. Поэтому проблема старения педагогических кадров довольно ощутима для нашего региона. Мы неоднократно говорили, что необходимо уходить от устаревшей системы оплаты по «ученико-часу» и переходить на окладную систему. Страдают небольшие сельские школы, поскольку в крупных городских примерно одинаковое количество детей в классе. Из-за этого учителя малокомплектных школ получают меньшую заработную плату, которая зависит от нагрузки и «ученико-часа». Недавно я был в Советском районе, изучал, как там обстоят дела с заработками у школьных педагогов. Оказалось, что воспитатели детских садов работают на одну ставку, а заработную плату получают такую же, как и школьные педагоги. Но учителя за эти деньги трудятся на 1,5-2 ставки! И похожую ситуацию можно наблюдать очень часто. Правительство РФ заверило профсоюзы, что в 2022 году будет подготовлен документ о едином подходе к оплате труда во всех российских регионах. Однако затем переход на новую систему был перенесён на 2023 год, а потом на 2024-й. Как я понимаю, это связано с большими затратами. Нам ответили: ничего не мешает региону самостоятельно принять решение о переходе на окладную систему. Мы обратились в региональное министерство образования, в очередной раз напомнив о том, что необходимо переходить на окладную систему для учителей школ. Но министерство сообщило, что это требует большого количества финансовых средств, которых нет, а значит, придётся ждать федерального документа. На мой взгляд, пока школьным педагогам не установят достойные зарплаты, ситуация с кадрами не изменится.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий