Главная / Издания / Следует шить

Следует шить

Следует шить
27 декабря 2023

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове

№01-02 (1374-1375) 27.12.2023

В саратовских школах появятся уроки труда 

 

С 1 сентября 2024 года в российских школах вводится обязательное трудовое обучение. На днях Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий закон. Авторами документа выступили депутаты и главы всех думских фракций. По мнению разработчиков закона, уроки труда помогут вернуть престиж рабочим профессиям. Проблема только в одном: в половине школ Саратовской области нет мастерских, оборудования и кабинетов кулинарии.

Не покладая рук

Об уроках труда впервые заговорили в прошлом году. Осенью 2023 года законопроект одобрила Государственная Дума, а через три недели документ был подписан. Депутат Госдумы РФ Сергей Колунов рассказал СМИ, что слесарное дело, столярное дело, кройка и шитьё привьют детям навыки, необходимые для взрослой жизни, а в среднесрочной перспективе решат проблему дефицита кадров.

В июле 2022 года глава региона Роман Бусаргин выступил с предложением возобновить уроки труда. «Мальчиков на них учили забивать гвозди и пользоваться инструментами, девочек — готовить и шить. Со временем такая практика стала почти непопулярна», — сказал губернатор, но привёл положительный пример лицея в Татищеве, оснастившего кабинеты для «трудов». Лицей смог закупить оборудование за счёт муниципального бюджета, уточнил губернатор. 

Намёк муниципалитетам тогда остался незамеченным, но теперь администрации районов за полгода придётся найти деньги для оснащения школьных мастерских. Позднее на заседании общественного совета при министерстве образования Саратовской области выступила завкафедры Института развития образования Елена Преображенская. Она напомнила, что предмет «труд» исключили из учебной программы в 1990-е годы. Затем его вернули под названием «технология», но материально-техническая база школ устарела. И сейчас как минимум в половине школ региона нет возможности проводить уроки труда: отсутствуют мастерские, кабинеты кулинарии и оборудование, сообщила Преображенская.

Тонкости преподавания

Но в регионе остались учебные заведения, сумевшие сберечь оборудование для уроков труда.

— В нашем учебном заведении сохранилась материальная база: мастерская и станки, — рассказывает Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александрово-Гайского района Саратовской области. — Имеются два токарно-винторезных станка, фрезерный, столярные станки — в рабочем состоянии. Но трудового обучения нет, хотя мы могли бы использовать эту материальную базу для внеурочных занятий. Почему? Всё просто. Из школы ушёл учитель, который вёл у мальчиков труды. Найти ему замену не получилось. Кроме того, в нашей школе маленькие классы, поэтому разделить мальчиков и девочек на уроках труда затруднительно. Для девочек есть своя программа по домоводству. Но так как трудовое обучение в школах планируется восстановить с 1 сентября 2024 года, есть время, чтобы подготовиться к реализации новой дисциплины. Надеюсь, что мне удастся найти специалиста для уроков труда мальчиков, хотя сделать это нелегко: учитель должен знать не только теорию, но и практику. В нашем случае обладать определёнными навыками работы со станками, поскольку это безопасность детей в первую очередь. При прежнем учителе в нашей школе не было ни одного несчастного случая на уроках труда. Но снова встаёт вопрос заработной платы педагога. Скажем, он будет преподавать по два часа в неделю в классах с 5-го по 9-й. Нагрузка получается маленькая, а значит, и зарплата. Тем не менее я поддерживаю введение обязательных уроков труда. Ведь сейчас дети даже из сельской школы не умеют работать руками. Раньше мальчики хорошо владели молотком как минимум, но сейчас даже такие скромные навыки имеются не у всех. В нашей учебной программе есть часы, посвящённые сельскохозяйственному труду. На территории школы разбиты грядки, имеются фруктовые деревья, дети за ними ухаживают. Конечно, полноценные уроки труда пойдут школьникам только на пользу. Главное — решить вопрос с кадрами и оплатой труда педагога.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий