Светлана Микулина: Олитворение театра

26 июля 2016 - 16:46
Олитворение театра

Не ищите в заголовке опечатки. Эта книга и впрямь ОлиТворение. И - олицетворение. И - почти стихотворения в прозе! «Драмасаратов» - строго слитно, вопреки правилам русского языка, потому что творчество всегда вопреки. Обстоятельствам, судьбе, всему на свете. Вопреки всему. Благодаря - личности творца.

Ольга Харитонова всегда мечтала быть в театре. Она и сейчас, годы спустя озвучила эту мечту взмахом рук-длинных, женственных, плавных. Актёрских рук. «Быть там, среди них - вот что мне хотелось всегда», - обмолвилась она. Не важно, в качестве кого. Важно - с кем и для чего. История её творческой жизни есть история сбывшейся мечты.

Лично на меня Ольга Харитонова производит впечатление интроверта и экстраверта одновременно. Открытая закрытость, затворённая распахнутость. И в этом парадоксе - её сила. Она умеет слушать - редкий и драгоценный дар не только для театра - для жизни. Она умеет смотреть - абсолютно не восторженно, скорее сдержанно и я бы сказала эмоциями не только сердца, но и ума. Она пишет о своих героях динамично и неспешно одновременно.… И всегда с любовью. Она позволяет своим героям максимально обнажать душу, но при этом целомудренно и бережно укутывает в авторское осмысление даже самые исповедальные монологи.

В её интервью завораживает не только текст, но и подтекст. Ольге Харитоновой интересен диалог своих собеседников не только (или, точнее, не столько) с ней, сколько с миром, с Господом Богом. С красотой. Счастьем. Роком. А себя она каким-то удивительным образом преимущественно «забывает «за кадром.

Олитворение театра - название не случайное. Руководитель литературной части театра драмы Ольга Харитонова создала собственную летопись родного ей театра. Двадцать лет рецензий, очерков, интервью уложились в красивый и строгий том, элегантно иллюстрированный рисунками петербургской волшебницы Ольги Герр.

На столе у Ольги Харитоновой увидела замечательное фото-она, тёмная, яркая шатенка между Александром Дзекуном и Александром Галко. Одно мгновение жизни. Насквозь театральная женщина между двумя воплощающими театр мужчинами. Между теми, кто создал, возвёл, сделал осязаемым тёмно-светлый дворец «Мастера и Маргариты» - культового спектакля саратовской драмы. Она между ангелом и бесом-ходя, поди разбери, кто является носителем ангельского, а кто демонического в творчестве, кто виртуозно меняется масками, кто вводит нас в заблуждение, которому мы столь рады.… Поди, разбери, а она разбирается, но отнюдь не все тайны выносит из сложного и такого близкого ей театрального дома. И это-более, чем правильно, это - мудро, потому что Дом, лишённый тайн, утрачивает сокровенность и теплоту. А дом, который она великодушно и сосредоточенно озаряет светом собственного повествования, становится привлекательным и для его хозяев-актёров, и для гостей-зрителей, для гостей-режиссёров, гостей-драматургов.

Из-за кончины Александра Григорьевича Галко Ольга Харитонова отменила презентацию книги в театре. Уход Галко стал её личным горем. О том, что для неё значил именно этот человек и этот актёр, можно было бы говорить долго, она произнесла два-три предложения, и я почувствовала-разверзлась бездна скорби. Ольга отменила презентацию, поклонившись памяти Мастера. Но-по счастью - на выход книги живо откликнулся музей Константина Федина, всегда ратующий за яркие и неординарные события, и презентация прошла в музейных интерьерах и на музейных площадях-вместе с множеством гостей и актёрами Юрием Кудиновым и Татьяной Родионовой-в качестве ведущих.

Я прочитала книгу Ольги Харитоновой за неделю, хотя вполне могла бы и за вечер. Я читала долго, именно потому, что оказалось захватывающе. Это походило на магию и исповедальность одновременно.

Театр это возможность устанавливать твой личный контакт с миром…Театр это единственное место на земле, где можно не врать.… Казалось бы- театр это как раз мир, целиком построенный на обмане, иллюзиях, условности, высокой лжи, но именно он-единственное место на свете, где можно не врать. И тот, кто физически не может жить во лжи, в обмане, идёт сюда. Это - из Ольгиных личных наблюдений, открытий, лучиков, озаряющих и осмысляющих сценическое пространство.

«Настоящее всегда выскакивает неожиданно. Могу руки мыть и вдруг зарыдать»

«Чем старше становишься - тем ближе подходишь к самому себе»

«Театр, как я его понимаю, это игра. Но игра исповедальная - собственными нервами, собственными средствами и эмоциями»

«Ты познаёшь счастье, только испытав несчастье»

«Мне хватает сцены, персонажа, через которого я раскрываюсь, в каждом из них живёт моя кроха»

«Есть спектакли, которые любишь. Есть спектакли, которые уважаешь. Других нет».

«Что делать, но и детские сны, и высокая температура-плоть от плоти самого творчества»

«Эта женщина с лёгкостью пренебрегала насущным ради сущностного… Может, дьявольская сторона её природы как раз и заключалась в признании права за произведениями искусства распоряжаться судьбами людей»

«Такие женщины обнажают в мужчинах суть и не забываются никогда»

«Жизнь - только материал для творчества. И больше ничего, я живу в ней, но я живу не ею, скорее, своими фантазиями. Она отсылает меня то в прошлое,

то в настоящее, то в будущее. Иногда я пребываю и там, и там, и там одновременно»

«Можно только беречь в себе, запавший внутрь фрагмент небес и продолжать жить, уже не ожидая счастья»

Совсем не случайно процитировала именно эти строчки из публикаций, составляющих книгу. Когда вы прочитаете её, то сами поймёте, что взято из интервью с Александром Галко, Владимиром Калисановым, Владимиром Назаровым, а что из публикаций, нет, пронзительных и красивых новелл о Валентине Федотовой, Эльвире Данилиной, Ольге Герр…Что касаемо именно этих строк, то предполагаю - они и об авторе тоже. В этих строчках дышит, мерцает, парит правда о ней, интроверте-экстраверте, безоглядно и храбро открывающейся всем, упорно ускользающей от любого, постороннего взгляда. Точно так же, как хороший актёр, беря напрокат чужую судьбу, сливается с ней на два-три часа сценического времени и одновременно рассказывает зрителю не только о счастье и бедах своего героя, но и о своём миросозерцании. Точно так же и автор книги, повествуя об актёрах, режиссёрах, художниках театра, невольно и подсознательно рассказывала и о себе. Это очень личная книга. Это очень театральная, а значит, мистичная, трагичная, светлая, горькая, философская, утверждающая, сомневающаяся, многоуровневая книга. Книга о святогрешности нет, не служителей театра - людей. Это человечная книга и потому миру, угрожающе и стремительно утрачивающему человечность, она чрезвычайно нужна.

Двадцать лет, поместившиеся в один том. Глубокая концентрация мыслей и море чувств. Когда автор перепечатывала публикации двадцатилетней давности из газетных архивов «докомпьютерного века» мысленно переживала события, радости и утраты прежних лет. Клавиатура компьютера подчас словно преображалась в клавиши судьбы. Тонкие пальцы летали и – через осязание клавиатуры Ольга почти физически осязала мир ушедшего и ушедших. Мир зеркальных отражений, мифов и правды, исповедей и тайн. Она не стала редактировать ни одной из своих публикаций прежних лет. Почему? Вероятнее всего, потому что жизнь, смерть, любовь не подлежат правке. Премьеру спектакля уже не откорректируешь - она живёт, а иногда и плотно заселяется в памяти зрителя и рецензента такой, какой заставила его плакать, смеяться, негодовать и самое главное - думать и чувствовать.

Олитворение - не игра словами, скорее - об игре и правде, что на театральном диалекте - синонимы. Книга «Драмасаратов тире между двумя датами 1996 2016» вышла благодаря личной поддержке народного артиста России Олега Табакова, за что и академдрама, и автор Ольга Харитонова выдающемуся земляку чрезвычайно благодарны.

Оставить комментарий