Денис Жабкин: Введение безналичной оплаты проезда облегчит кошельки саратовских чиновников

19 октября 2018 - 17:23

 
Введение безналичной оплаты проезда облегчит кошельки саратовских чиновников

На горизонте замаячила очередная угроза для «бизнеса» саратовских водителей автобусов, калечащих горожан на безумных скоростях в погоне за наживой. В рамках Алтайского регионального IT-форума холдинг «РКС» презентовал новую цифровую систему оплаты проезда общественного транспорта «Цифровой проездной», которую в перспективе планируется внедрить по всей России. Она позволяет оплачивать проезд любым удобным цифровым платежным средством, таким как смартфон, банковские, социальные, студенческие, школьные и другие карты, при этом не отменяя возможности использования наличных.

Кто не в курсе, все «бензиновые» маршруты в Саратове (автобусы и маршрутные такси) находятся в ведомстве частных структур, которым выгоднее держать водителей на сдельщине. То есть, водители обязаны ежедневно сдавать работодателю определенную сумму, а все деньги, получаемые от пассажиров сверх данной нормы, являются их зарплатой. В связи с этим, за пассажирами ведется настоящая охота. При этом, о здоровье уже загруженных в салон граждан никто не думает.

Станет ли система «Цифровой проездной» панацеей от оголтелых водителей автобусов и, главное, какова вероятность, что ее введение поддержат местные власти? SaratovNews решил разобраться в вопросе вместе с известным блогером и экспертом по проблемам общественного транспорта Денисом Жабкиным:

– Электронный проездной в нашем городе чрезвычайно долго остается на стадии проекта. Помнится, в первый раз об электронном проездном заговорил саратовский министр транспорта Сергей Шейкин в 2008 или в 2009 году, и вот уже 10 лет эта идея только обсуждается и ни на сантиметр не приблизилась к осуществлению. Свои разработки в Саратове презентовали многие фирмы – из Нижнего Новгорода, из других регионов, но вердикт чиновников был всегда один: для нас это не подходит, это неудобно, пенсионеры не справятся.

Логика, конечно, бредовая: справляются же пенсионеры как-то с оплатой всего и вся банковскими картами. Кстати, это поняли не только крупные торговые сети, но и владельцы самых маленьких магазинчиков – сейчас оплатить покупки по карте можно практически где угодно. Так чем принципиально отличается от этого оплата проезда?

Во многих городах России уже поняли, насколько электронный проездной удобнее обычных билетов – в Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде. Самой первой эти преимущества оценила, конечно, столица – в ней появились сначала билеты-карты, потом карта «Тройка». Сегодня по ней можно проехать не только в метро и в наземном городском транспорте, но и в электричках, на аэроэкспрессе. Удобства для пассажиров очевидны: не надо подсчитывать наличность, носить в кошельке мелочь, путаться в отрывных талонах. Можно пересаживаться с одного маршрута на другой за те же или за чуть большие деньги и таким образом оптимально планировать свое передвижение. К тому же, есть специальные мобильные приложения, так что даже карту всегда иметь при себе не обязательно. Для городских служб удобно перечислять на такой электронный проездной деньги на оплату проезда различным категориям льготников. Очевидна польза и для города – движение общественного транспорта становится более организованным, предсказуемым, в результате чего все больше горожан будут пересаживаться с личного автомобиля на автобусы.

В общем, налицо одни только плюсы и только один нюанс, в котором кто-то может усмотреть минус. Я имею в виду то, что все платежи становятся совершенно прозрачными и все деньги идут исключительно на целевое использование – оплату проезда. Они не прилипают к чьим-то рукам и не оседают в неизвестно чьих карманах. Понятно, что многие перевозчики, привыкшие иметь дело с неучтенной и вообще плохо поддающейся учету наличностью, могут и не прийти в восторг от перспективы введения электронного проездного. Но и городские власти не совсем готовы безоговорочно принять эту идею. Их смущает тот факт, что компании-разработчики таких систем взимают определенный процент с проходящих средств за обслуживание системы. Процент небольшой, да и взимается он порой не всегда, а только несколько первых после внедрения системы лет, но и этих денег чиновникам жалко: как это мы будем отдавать свои денежки каким-то чужим дядям?

Что же в результате мы здесь, в Саратове, имеем? Достоверной статистики перевозок у нас нет, полноценно планировать движение общественного транспорта мы не можем. Транспорт движется хаотично, и пассажиры не знают, когда придет следующий на маршруте автобус, когда пойдет последний и так далее.

Подобные процессы должны быть прозрачны и контролируемы, а если это не так – то кому-то это явно выгодно. Кому? Самый очевидный ответ – перевозчикам, но, мне кажется, в этот процесс вовлечены и некоторые городские чиновники. В противном случае процесс внедрения электронного проездного, я думаю, шел бы куда быстрее.

Мне кажется, ситуация в нашем городе не изменится, пока на федеральном уровне не будет принят законопроект, обязующий использовать электронный проездной. Это касается, прежде всего, городского автотранспорта – с электротранспортом процесс внедрения электронной оплаты проезда пошел не в пример быстро и гладко, но ведь электротранспорт относится к муниципальному сектору, и независимым перевозчикам к нему доступа нет. А вот владельцы и водители автобусов будут еще долго сопротивляться, разве что предстоящий им процесс лицензирования как-то их подтолкнет.

 

Павел Плотников

оставить комментарий

Фото

  • 16 января

    Большая розница

    Саратовцев захлестнул рост цен на продукты Граждане, которых ещё в декабре успели напугать пессимистическими инфляционными прогнозами, тем не менее не унывают и даже слагают анекдоты. Последний: «Стоимость продуктов в магазинах повысилась из-за затрат на бумагу для новых ценников». Но шутки шутками, а цены в сетевых магазинах стали расти ещё во время праздников. П

  • 16 января

    Рейтинг скандалов

    Много шума, и для чего? Странная история случилась на минувшей неделе. Депутат Государственной думы Николай Панков обвинил Управление федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в том, что ведомство намерено закрыть новую школу в посёлке Солнечный, потому что, цитируем: «Предложенная, согласно закону, форма — выкуп объекта — не устраи

  • 16 января

    Квартира из-под полы

    Семья из Саратова вдруг узнала, что её жильё ей не принадлежит Живёшь себе спокойно в своей квартире, делаешь там ремонт, платишь за жилищно-коммунальные услуги и однажды внезапно узнаёшь, что квартира-то вовсе не твоя. Приходит незнакомый человек и заявляет: приобрёл твоё жильё на законных основаниях, что документально подтверждается. Причём выясняется, что на торги квартиру

  • 21 января

    Крупные ритейлеры не позволят государству монополизировать продажу алкоголя

    «Чего бы еще такого придумать, чтобы выглядело бессмысленно, но круто? Точно! Возьму табак и алкоголь, заверну их в скандинавский ограничительный документ и пущу в нижнюю палату «авторский» проект под видом заботы о гражданах! Тема социально острая, авось они меня заметят... Плохого пиара, как известно, не бывает... Главное помалкивать о том, что государство не просило

  • 21 января

    Время валежника, Россия в саратовских пробках, «желтый» ценник – старая цена

    Новый год – конечно, рубеж. Всяк надеется, что теперь, буквально с 1 января всё начнет налаживаться и меняться к лучшему. Почему так должно быть, неизвестно. В сущности, один день сменил другой. Как это бывает еще минимум 364 раз в году. Экое событие. Но надежды мы питаем регулярно… Чуть ли не каждое издание поспешило рассказать о том, какие нововведения

  • 20 января

    Мутный ключ

    Более 10 лет люди живут в многоэтажке по улице Орджоникидзе 12А в Саратове, которая может рухнуть в любой момент. Чиновники все это время не могут решить проблему, отделываясь отговорками и отписками. В начале января в подвале дома снова обрушился грунт. Диаметр ямы составил более метра, глубина - шесть метров. Судя по всем признакам, она будет расти. За пределами дома также проваливалс

Система Orphus