Денис Жабкин: Введение безналичной оплаты проезда облегчит кошельки саратовских чиновников

19 октября 2018 - 17:23

 
Введение безналичной оплаты проезда облегчит кошельки саратовских чиновников

На горизонте замаячила очередная угроза для «бизнеса» саратовских водителей автобусов, калечащих горожан на безумных скоростях в погоне за наживой. В рамках Алтайского регионального IT-форума холдинг «РКС» презентовал новую цифровую систему оплаты проезда общественного транспорта «Цифровой проездной», которую в перспективе планируется внедрить по всей России. Она позволяет оплачивать проезд любым удобным цифровым платежным средством, таким как смартфон, банковские, социальные, студенческие, школьные и другие карты, при этом не отменяя возможности использования наличных.

Кто не в курсе, все «бензиновые» маршруты в Саратове (автобусы и маршрутные такси) находятся в ведомстве частных структур, которым выгоднее держать водителей на сдельщине. То есть, водители обязаны ежедневно сдавать работодателю определенную сумму, а все деньги, получаемые от пассажиров сверх данной нормы, являются их зарплатой. В связи с этим, за пассажирами ведется настоящая охота. При этом, о здоровье уже загруженных в салон граждан никто не думает.

Станет ли система «Цифровой проездной» панацеей от оголтелых водителей автобусов и, главное, какова вероятность, что ее введение поддержат местные власти? SaratovNews решил разобраться в вопросе вместе с известным блогером и экспертом по проблемам общественного транспорта Денисом Жабкиным:

– Электронный проездной в нашем городе чрезвычайно долго остается на стадии проекта. Помнится, в первый раз об электронном проездном заговорил саратовский министр транспорта Сергей Шейкин в 2008 или в 2009 году, и вот уже 10 лет эта идея только обсуждается и ни на сантиметр не приблизилась к осуществлению. Свои разработки в Саратове презентовали многие фирмы – из Нижнего Новгорода, из других регионов, но вердикт чиновников был всегда один: для нас это не подходит, это неудобно, пенсионеры не справятся.

Логика, конечно, бредовая: справляются же пенсионеры как-то с оплатой всего и вся банковскими картами. Кстати, это поняли не только крупные торговые сети, но и владельцы самых маленьких магазинчиков – сейчас оплатить покупки по карте можно практически где угодно. Так чем принципиально отличается от этого оплата проезда?

Во многих городах России уже поняли, насколько электронный проездной удобнее обычных билетов – в Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде. Самой первой эти преимущества оценила, конечно, столица – в ней появились сначала билеты-карты, потом карта «Тройка». Сегодня по ней можно проехать не только в метро и в наземном городском транспорте, но и в электричках, на аэроэкспрессе. Удобства для пассажиров очевидны: не надо подсчитывать наличность, носить в кошельке мелочь, путаться в отрывных талонах. Можно пересаживаться с одного маршрута на другой за те же или за чуть большие деньги и таким образом оптимально планировать свое передвижение. К тому же, есть специальные мобильные приложения, так что даже карту всегда иметь при себе не обязательно. Для городских служб удобно перечислять на такой электронный проездной деньги на оплату проезда различным категориям льготников. Очевидна польза и для города – движение общественного транспорта становится более организованным, предсказуемым, в результате чего все больше горожан будут пересаживаться с личного автомобиля на автобусы.

В общем, налицо одни только плюсы и только один нюанс, в котором кто-то может усмотреть минус. Я имею в виду то, что все платежи становятся совершенно прозрачными и все деньги идут исключительно на целевое использование – оплату проезда. Они не прилипают к чьим-то рукам и не оседают в неизвестно чьих карманах. Понятно, что многие перевозчики, привыкшие иметь дело с неучтенной и вообще плохо поддающейся учету наличностью, могут и не прийти в восторг от перспективы введения электронного проездного. Но и городские власти не совсем готовы безоговорочно принять эту идею. Их смущает тот факт, что компании-разработчики таких систем взимают определенный процент с проходящих средств за обслуживание системы. Процент небольшой, да и взимается он порой не всегда, а только несколько первых после внедрения системы лет, но и этих денег чиновникам жалко: как это мы будем отдавать свои денежки каким-то чужим дядям?

Что же в результате мы здесь, в Саратове, имеем? Достоверной статистики перевозок у нас нет, полноценно планировать движение общественного транспорта мы не можем. Транспорт движется хаотично, и пассажиры не знают, когда придет следующий на маршруте автобус, когда пойдет последний и так далее.

Подобные процессы должны быть прозрачны и контролируемы, а если это не так – то кому-то это явно выгодно. Кому? Самый очевидный ответ – перевозчикам, но, мне кажется, в этот процесс вовлечены и некоторые городские чиновники. В противном случае процесс внедрения электронного проездного, я думаю, шел бы куда быстрее.

Мне кажется, ситуация в нашем городе не изменится, пока на федеральном уровне не будет принят законопроект, обязующий использовать электронный проездной. Это касается, прежде всего, городского автотранспорта – с электротранспортом процесс внедрения электронной оплаты проезда пошел не в пример быстро и гладко, но ведь электротранспорт относится к муниципальному сектору, и независимым перевозчикам к нему доступа нет. А вот владельцы и водители автобусов будут еще долго сопротивляться, разве что предстоящий им процесс лицензирования как-то их подтолкнет.

 

Павел Плотников

оставить комментарий

Фото

  • 14 ноября

    За орошением - будущее

    Завершилась уборочная кампания в одном из самых известных в нашей области своими инвестиционными программами сельскохозяйственных предприятий — ООО «Наше дело». Самое время подвести предварительные итоги, тем более что благодаря орошению, а здесь делают ставку именно на развитие мелиорации земель, засушливое лето не помешало хозяйству получить хороший урожай.  

  • 14 ноября

    Тюремные Рокфеллеры

    Сотрудникам энгельсской колонии особого режима незаконно начислялись миллионы рублей Быть тюремщиком в нашей области, возможно, не слишком престижно, зато очень выгодно. Оказывается, работая в исправительной колонии, можно получать премии, многократно превышающие месячную зарплату. Причём получать их раз по десять-двенадцать в год. Настоящее золотое дно для тружеников системы

  • 14 ноября

    Без цены виноватые

    В новом году саратовцам придётся экономить даже на хлебе Радость встречи 2019 года подпортят не только повышение НДС и рост ставок экологического сбора. Свою лепту в пессимистичную картину внесёт увеличение стоимости лекарственных препаратов, хлеба, сахара и других продуктов питания. Эксперты прокомментировали «МК» в Саратове» грядущие изменения.  

  • 15 ноября

    Как водопроводчиков научили дороги после себя делать

    "Рекорды тут уже ставили", - строго предупредил представителя ООО "Концессии водоснабжения - Саратов" депутат Саратовской городской думы Олег Комаров Собура Казакбаева, когда заместитель директора предприятия начал бодро отчитываться о проделанной работе. Депутат Комаров - он такой. Была б его воля, каждый бы разговор начинал с намёка на грядущие уголовные дела. Друг

  • 14 ноября

    Вячеслав Володин: Давайте объединим усилия

    Сегодня  во втором чтении был принят проект федерального бюджета на на 2019 и плановый период 2020-2021 годов. В соответствии с главным финансовым документом страны Саратовская область должна получить более 28 миллиардов рублей, что на 4,5 миллиарда больше, чем в текущем году. Выросли дотации Саратовской области на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2019 го

  • 14 ноября

    Вячеслав Володин: «Принятое сегодня Государственной Думой решение нас ко многому обязывает»

    Сегодня депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении с учетом поправок проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. При обсуждении проекта федерального бюджета рассмотрели вопросы, с которыми обращались к Вячеславу Володину жители Саратовской области. Поддержано строительство современного онкологическо

Система Orphus