Главная / Издания / Школьная «клубничка»

Школьная «клубничка»

Школьная «клубничка»
24 июля 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№31 (832) 24-31.07.2013

Юных саратовцев ожидают очередные образовательные новшества

Школьная образовательная программа пополнится еще одним новым предметом — уроками полового воспитания. И это не очередная задумка активистов-общественников, а выполнение обязательств Конвенции по защите детей от сексуального насилия, которую страна подписала в апреле этого года.

Одно из обязательств Конвенции российские власти выполнили, хотя и формально, промаркировав передачи и фильмы специальными значками, такими как «+12», «+18», и разделив мультфильмы на вредные и полезные. Можно только догадываться, какие уроки полового воспитания приготовят школярам изобретательные чиновники. Саратовские эксперты к образовательному новшеству относятся неоднозначно.

Занимательная анатомия

Уроки православной культуры в школах будут соседствовать с курсом полового воспитания. Что это — тенденция, насмешка или очередная глупость? Оказывается, все просто: страна должна выполнить требования Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации. Этот документ в числе прочего предполагает принятие мер, «направленных на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием». Возможно, об этом пункте еще некоторое время никто не знал, если бы не уполномоченный по правам ребенка Павел АСТАХОВ, который, как известно, всегда оказывается «впереди планеты всей»: то делает громкие заявления о том, что к 2014 г. детских домов и интернатов не останется вовсе, то неожиданно будоражит общественность заявлениями, что уроки полового воспитания превратятся в пропаганду разврата среди детей. Омбудсмен активно направляет обращения с предостережением о введении предмета «половое воспитание» в Минобрнауки, а также главам субъектов РФ. По мнению Астахова, преждевременно и некорректно преподнесенная детям информация об интимных сторонах жизни человека может принять форму пропаганды разврата, беспорядочного образа жизни и причинить существенный вред физическому, нравственному и психическому здоровью детей.

Да кто бы сомневался. Но если бы господин Астахов так же рьяно протестовал против телевизионных передач, промаркированных, согласно той же Конвенции, но несущих откровенную пропаганду того самого «разврата», о котором говорит омбудсмен, его выступления были бы более правдоподобными. Но когда треть российских подростков смотрит «Дом-2» или откровенные реалити-шоу «Каникулы в Мексике», а защитники прав детей молчат, поневоле задумаешься: а не очередной ли это пиар государственного чиновника?

Перегибы бывают всегда, тем более в сфере среднего образования, которую последние годы «штормит» так, что родители только из новостей успевают узнавать об очередной задумке властей. В качестве примера можно вспомнить конец 90-х годов, когда российские власти сделали первую попытку рассказать школьникам «об этом». Анкеты, составленные социологами для учителей, школьников и их родителей, оказались слишком откровенными, как и рассказы о контрацепции десятилетним барышням. Мамы и папы взбунтовались, и курс, буквально за несколько недель, был отменен во всех российских регионах.

Не щадя живота своего

Но сегодня ситуация иная, и, как говорят социологи и врачи, здоровье подростков нужно спасать. Если мы, конечно, хотим, чтобы стала выправляться  демографическая ситуация.

По мнению Бориса ШАПИРО, проректора Московской высшей школы социальных и экономических наук, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, необходимость в просвещающих уроках (как их не назови) со временем только возросла. По статистике, в России среди 15-летних детей 24% девочек и 44% мальчиков уже имеют сексуальный опыт. При этом отсутствие элементарных знаний о современных возможностях контрацепции в России приводит к росту количества абортов у подростков — ими заканчивается до 80% беременностей девушек. Каждый 10-й аборт в России проводится у девушек в возрасте до 19 лет. Помимо всего прочего, половая неграмотность подростков приводит к распространению вирусов и инфекций, передающихся половым путем. По данным ФГУН Центрального НИИ эпидемиологии, в России около 600 тыс. ВИЧ-инфицированных, и это лишь те, кто встал на учет и получает лечение (в Саратовской области — почти 13 тыс. официально зарегистрированных случаев). Если учесть не стоящих на учете и не знающих о своем диагнозе, число зараженных может превышать миллион человек. Основной способ инфицирования — половой путь.

В Саратовской губернии с 2000 по 2004 г. действовала программа для школьников с 7 по 11 класс, разработанная специалистами областного центра планирования семьи и Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (СарИПКиПРО). Программа называлась просто и незатейливо: «Основы здорового образа жизни», на уроках детям рассказывали об основных функциях семьи, преемственности поколений, нравственности, культуре межличностных отношений, вредных привычках и многом другом, в том числе программа включала в себя медико-гигиенический блок, который как раз и подразумевал информацию об интимной сфере. Согласно статистике, за эти четыре года количество подростковых абортов снизилось более чем в три раза: с показателя 56 на тысячу девочек подрасткового возраста до показателя 13 на тысячу (сейчас этот показатель составляет 9,6 на тысячу). Однако программа приказала долго жить: ходили слухи, что местным церковникам подобные уроки пришлись не по нраву, и областное минобразования быстренько свернуло курс.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ольга АККУЗИНА, главный внештатный акушер-гинеколог Саратовской области, заместитель главного врача областного центра планирования семьи и репродукции:

— Подобный школьный курс должен преследовать лишь одну цель — сохранение репродуктивного здоровья подростков. Не думаю, что его нужно вводить раньше 7-8 класса, причем информация должна подаваться школьникам дозированно, в зависимости от возраста. На уроках не мешало бы рассказать об интимной гигиене, вопросах взаимоотношения полов, контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путем. К сожалению, современные мальчики имеют «дворовое» сексуальное воспитание, в результате чего заражаются инфекциями, которые очень тяжело поддаются медикаментозной терапии, и через несколько лет мы имеем множество бесплодных пар.  На подобных уроках, примерно в 11 классе, необходимо также рассказать девочкам о том, как планировать беременность. В Саратовской области 90% беременностей — спонтанные, лишь 10% пар готовятся к зачатию, обследуются у врачей, лечат застарелые инфекции. В результате этой спонтанности нередко рождаются дети с пороками развития, ибо большинство молодых женщин имеют слабое здоровье. Репродуктивная грамотность необходима, если мы хотим, чтобы демографическая ситуация улучшалась.

Как объясняет Ольга Аккузина, плоды «дворового» сексуального воспитания подростков налицо. В Саратовской губернии 50% бесплодных пар образуются из-за мужского фактора, то есть по вине мужчины. А этот фактор в большинстве случаев приобретенный, а именно вовремя не вылеченная инфекция. Обычно все происходит просто: в результате первого опыта подросток подхватывает половую инфекцию, затем заражает ею свою партнершу, в результате запущенный, вовремя не обнаруженный или не долеченный недуг приводит к тому, что впоследствии молодые люди не могут иметь детей.

«Секс-просвет» вместо религиоведения?

Проблемой репродуктивного здоровья подростков всерьез озаботились наши соседи — Украина, Кыргызстан, Казахстан и даже «целомудренная» Беларусь. В прошлом году губернатор Витебской области принял решение о введении в школах курсов полового воспитания, указав, что грамотность в этих вопросах напрямую связана как со статистикой браков и разводов, так и с рождаемостью. В Казахстане на уроках полового воспитания настаивают общественники, напоминая, что государство ежегодно тратит колоссальные суммы на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Так не проще ли провести профилактику, нежели тратить миллионы на медицинские манипуляции?

Впрочем, в некоторых российских регионах врачей все же допускают до школьников — правда, с краткими лекциями. К примеру, в Красноярском крае медики рассказывают учащимся старших классов о гигиене и контрацепции, а полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор ТОЛОКОНСКИЙ указал, что в общеобразовательных школах Новосибирской области необходимо вести системную работу по профилактике заражения инфекциями, передающимися половым путем, поскольку случаи заболеваемости «нехорошими болезнями» в возрастной группе до 17 лет сохраняются. В Кыргызстане представители одной из крупных политических партий «Ар-Намыс» высказали весьма оригинальное предложение, попросив правительство убрать из школьной программы такой предмет, как религиоведение, а вместо него ввести уроки по репродуктивному здоровью. Можно представить реакцию РПЦ, если бы такое предложение поступило от российских депутатов.

Впрочем, психологи расходятся во мнении, насколько актуально преподавать школярам подобные предметы.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга КАЗАКОВА, психолог-анали­тик, руководитель центра самоперестройки:

— В школе не должно быть бесед с детьми на сексуальные темы, об этом подросткам должны рассказывать родители. Ученикам же достаточно уроков биологии. А вот провести в учебном учреждении факультатив для родителей о половом воспитании их чад было бы замечательно, дабы научить мам и пап правильно подбирать нужные слова, отвечая на откровенные вопросы ребенка. Ведь сегодня многие взрослые сами нуждаются в простых и понятных знаниях на интимные темы. Думаю, что было бы уместно возобновить преподавание в школах предмета «Этика и психология семейной жизни». Курс может преподавать психолог или специально обученный педагог. Младшим школьникам нужно рассказывать о том, как избегать преждевременного начала сексуальной жизни, старшим — как правильно строить отношения.

Тем не менее в отличие от далеких 90-х годов, когда родители школьников возмутились «половым» курсом и довели возмущение аж до президента страны, современные мамы и папы имеют совсем иной взгляд на вещи. Первый серьезный соцопрос на эту тему провел в 2009 г. ВЦИОМ, выяснив, что 41% родителей считают: информацию на «запретные» темы подрастающее поколение должно получать в учебных заведениях. Последний соцопрос, проведенный фондом «Общественное мнение» в феврале этого года, показал, что 51% опрошенных считают необходимым включать в школьную программу уроки сексуального воспитания. Среди доводов называют воспитание нравственности («будет меньше разврата») и ответственное отношение к своему здоровью («снизить число абортов среди подростков», «рассказать об опасности ранних связей»).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей САРАТОВСКИЙ, психолог, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания:

— Подобный курс будет вернее называть не уроками полового воспитания, а основами здорового образа жизни, например. Таким образом, мы избежим излишнего акцентирования внимания школьников на «половой» теме, а какие-то моменты лучше  аккуратно включить в контекст той или иной темы. С какого возраста нужно начинать подобные уроки? Сегодня, согласно статистике, нередки случаи, когда в родильные отделения попадают 14-летние мамы. Поэтому уже к 13 годам дети должны иметь четкое представление о том, чем опасна ранняя половая жизнь, какими проблемами для организма юной матери грозит ранняя беременность и каковы последствия случайных половых контактов. А это значит, что преподавание данного предмета должно начинаться примерно с 12-летнего возраста. К этому времени ребенок может адекватно воспринимать подобную информацию и считает ее вполне актуальной для себя.

Как требования Конвенции будут реализовываться на практике — пока остается под вопросом. Смущает одно: эксперты в один голос говорят, что подобные темы нужно разъяснять подросткам в старших классах, однако в Конвенции сказано об образовательных программах для учащихся начальной и средней школы. Возможно, чиновникам хватит ума не копировать западный опыт, а сделать свой курс нового школьного предмета, оценивая современные российские реалии. Но ясно одно: про аистов и капусту все-таки придется забыть.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий