Саратовские педагоги сдадут экзамены на профпригодность
Неугомонные чиновники от образования продолжают ставить эксперименты над средней школой. Только в этот раз новшество коснётся не учеников, а учителей, которые будут сдавать дополнительный экзамен на профпригодность и доказывать, что они не только обладают педагогическими навыками, но и разбираются в предмете, который преподают. Вузовская общественность отнеслась к новости благожелательно — преподаватели высшей школы давно сетуют на низкий уровень знаний абитуриентов. В самих школах новшеству удивились, пояснив, что педагоги постоянно проходят аттестацию и курсы повышения квалификации. Поможет ли новое испытание для учителей повысить качество образования, выяснял «МК» в Саратове».
Рособрнадзор готовит новую проверку знаний для учителей, об этом сообщил глава ведомства Сергей КРАВЦОВ. По его словам, учитель играет ключевую роль в качестве образования, поэтому есть необходимость поднимать уровень его компетенций — как предметные знания, так и педагогические навыки, а делать это без объективной оценки очень сложно. Объясняя своё решение, чиновник рассказал одному из федеральных СМИ, как в прошлом году оскандалились выпускники школ Дагестана — провалили ЕГЭ. «Мы послали их учителей на такой же экзамен, — сообщил Сергей Кравцов. — Выяснилось, что и у детей низкие результаты, и у взрослых. Потом в республике круглосуточно работал институт повышения квалификации, московская профессура учила местных преподавателей русскому языку и математике. В апреле 2015-го ведомство повторило эксперимент с участием историков и убедилось, что стране нужна масштабная и объективная проверка знаний учителей». Скоро в Дагестане пройдут экзамены для педагогов по математике, информатике и английскому языку, а завучей общеобразовательных учреждений ждёт испытание по менеджменту в образовании.
Для экзаменов Рособрнадзор разработал задания, которые состояли из двух частей. Первая часть затрагивала вопросы профессиональной компетенции, вторая — предметная часть. Можно предположить, что грядущие проверки учителей российских школ, которые начнутся уже в следующем году, будут построены по этой же схеме.
То, что уровень знаний выпускников школ за последние годы существенно снизился, — факт, о котором неоднократно упоминали преподаватели вузов, в том числе и саратовских. О том, что в университет приходят абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ, но полным отсутствием знаний, рассказывал «МК» в Саратове» декан географического факультета СГУ Владимир МАКАРОВ. Такую же точку зрения высказывал и доктор медицинских наук Алексей ПРОТОПОПОВ, экс-проректор по учебной работе СГМУ, связывая снижение качества образования как с введением ЕГЭ, так и качеством преподавания в школе. На совете Общественной палаты Саратовской области, посвящённом нехватке учителей в школах и уровню их образованности, министр образования области Марина ЕПИФАНОВА отметила, что в педагогические вузы приходят слабые абитуриенты, отсюда низкие результаты по ЕГЭ. «Педагогические вузы у нас заканчивают далеко не лучшие», — призналась министр.
Да что там говорить, некоторые школьные учителя вообще не имеют высшего профильного образования. Согласно исследованиям Саратовстата, проведённым в
2013 г., 15% учителей школ губернии работают без диплома. В 2014 г. таких стало чуть меньше — примерно 13%.
Но сможет ли изменить один дополнительный экзамен печальную ситуацию с качеством образования? По мнению саратовских экспертов — вряд ли. Тем более что школьные учителя и сегодня проходят всевозможные испытания на «профпригодность».
Как считает Любовь ЗОТОВА, директор основной общеобразовательной школы
№ 10 города Вольска, в последние несколько лет учителя постоянно проходят аттестацию, сдают экзамены, обучаются на курсах повышения квалификации.
— Для чего в этом случае дополнительный экзамен? — недоумевает директор. — И опять же, для подготовки к дополнительному испытанию учителю потребуется время, а откуда его взять при нынешней загруженности? Получается, что это время будет отниматься от занятий с учениками, и какой в данном случае от этого прок?
Такого же мнения придерживаются и педагоги из Маркса.
Своё мнение о качестве образования высказал Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района, ставший в прошлом году одним из финалистов федерального конкурса «Лучший директор школы-2014». По его мнению, далеко не все новшества в системе образования приносят положительные результаты.
— Учитель находится в состоянии постоянного стресса, а дополнительные экзамены лишь усилят тревожность, — считает Сергей Петрович. — Конечно, потом выяснится, что экзамен вовсе не сложный и ничего страшного в нём нет, но фактор тревожности и неуверенности будет сопровождать учителя до самых испытаний. Опять же, в малокомплектных школах и так не хватает учителей, и что будет, если кто-то из педагогов не сдаст экзамен? Школе придётся искать нового? Но это сделать очень сложно. У меня была проблема с кадрами — я искал учителей английского языка и информатики. Молодые специалисты — выпускники вузов не захотели ехать в далёкие Камышки, даже несмотря на наличие муниципального жилья.
В итоге директор школы учителей нашёл — преподавателем английского будет работать беженка из Донбасса, учителем информатики — педагог из Новоузенска. Но вопрос с кадрами для сёл стоит очень остро.
Есть директора школ, которые открыто признают проблемы в системе среднего образования.
— Не секрет, что далеко не все учителя-предметники смогут успешно пройти итоговую аттестацию по своему предмету, если окажутся в равных условиях с выпускниками, — говорит Андрей РЫЖКОВ, директор балашовской школы № 9. — Проблема складывалась годами и имеет много причин. Несколько десятилетий школа сама принимала результат своей работы, гарантировала почти всегда 100% выпуск всех учащихся с любым уровнем знаний (или отсутствием таковых вообще). В зависимости от материальных возможностей родителей или занимаемых должностей можно было рассчитывать на уровень оценок в аттестате, на медаль (за особые успехи родителей в школьных делах), а в дальнейшем на поступление в престижные вузы. Степень престижности высшего учебного заведения тоже, как правило, определялась материальными и административными возможностями родителей.
При этом, как указывает директор, сам процесс обучения в старой системе не играл особой роли. Не особенно важен был и уровень компетенции учителя. А когда при новой системе итоговой аттестации ученикам потребовался реальный уровень знаний — начались проблемы.
Андрей Рыжков также указывает, что о перегруженности школьных программ, от которой страдают не только ученики, но и учителя, говорят давно, но кардинально ничего не меняется. И сегодня учитель должен обладать знаниями, намного большими, нежели преподаватель вуза.
— В школе нет вузовской узкой спецификации в рамках предмета. Например, учитель истории должен знать всю историю человечества и ещё весь накопленный багаж знаний по социологии (обществознанию). Даже очень мотивированному, умному, любящему свою работу педагогу удержать эти знания в памяти, оперативно достать и ярко подать ученикам очень трудно и часто невозможно, — высказывает своё мнение директор.
Очевидно, что новое экзаменационное испытание для школьного педагога не поможет распутать сложный клубок образовательных проблем, в котором тесно сплелись слабое качество знаний абитуриентов педагогических вузов, низкие школьные зарплаты учителей и многое другое. И как ни ругай педагогов за нежелание развиваться, самосовершенствоваться и вкладывать душу в учеников, всё-таки нужно признать, что благодаря реформе образования квалификацию учителя сегодня больше определяют бюрократические таланты, правильно составленные отчёты и портфолио, а вовсе не количество обученных олимпиадников. Что же касается экзамена, то, вероятнее всего, федеральные чиновники вводят его «для галочки»: мол, вы просили разобраться с качеством образования? Ну, так мы сделали всё, что смогли.
Ирина Лихоман