Главная / Издания / Саратовские школьники не смогут пережить запрет на гаджеты

Саратовские школьники не смогут пережить запрет на гаджеты

Саратовские школьники не смогут пережить запрет на гаджеты
05 сентября 2018

Павел Плотников

Saratovnews

Соцсети подняли вой по поводу предложения зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова запретить школьникам приносить в учебные заведения гаджеты дороже пяти тысяч рублей для подавления социального неравенства. Подростки (а также их родители) наперебой заговорили об ущемлении прав на самовыражение и свободный доступ к информации. Людям также не совсем понятно, кто в будет отлавливать учеников, отнимать у них гаджеты и определять их актуальную стоимость. Неужели этим заставят заниматься классных руководителей? А может в школы начнут запускать казаков, или откроют там специализированные центры, проводящие ценовую экспертизу?

В перечень запрещенных дорогостоящих гаджетов Чернышов занес телефоны, умные часы и планшеты. По его мнению, в случае законодательного утверждения инициативы школьники начнут меряться умом, сообразительностью и чувством юмора, а не кошельками родителей.

Ранее у нас предлагали напрочь запретить в учебных заведениях любые средства связи. Во Франции, Германии и Японии соответствующий запрет установлен в начальных и средних классах. Слава богу, что против этого категорически высказалась министр просвещения, выступающая за изъятие телефонов исключительно на время урока. По подобной схеме в настоящее время действуют лишь немногие российские школы, предлагающие детям класть телефоны в специальное место на время контрольных, тестов и т.п. Тем не менее, это не помогает справиться с учениками, имеющими на подобный случай полнофункциональный секретный гаджет, который можно заказать из Китая за 3000 рублей.

Имеют ли право на жизнь столь популистские инициативы с полным отсутствием проработки, SaratovNews попытался разобраться вместе с членом СПЧ, директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом:

– Когда слышишь о чем-либо подобном, не можешь отделаться от ощущения абсурдности происходящего. Неужели у нашей школы нет других проблем, кроме как приводить к одному знаменателю мобильники учеников? А как же очевидное снижение общего качества образования? А практически поголовная неграмотность школьников? А недостаток патриотического воспитания? Да десятки их.

От новых гаджетов, как от показателей научно-технического прогресса, сегодня никуда не денешься. И естественно, что родители всегда будут стараться дать своему чаду все самое лучшее, в том числе и мобильный телефон. Вот и будет ребенок на парте держать казарменный мобильник с кнопками, а под партой тайком подсматривать в айфон – ведь там и интернет, и игры, и многое другое. Так что можно сколько угодно фантазировать на эту тему, но свести всех к одному знаменателю все равно не получится. Нельзя же, к примеру, всех обязать ходить в одинаковых ботинках или с одинаковыми портфелями одного артикула. Так что мне эта инициатива кажется абсолютно нежизнеспособной, и более того – уводящей от реальных проблем и свидетельствующей о творческом бессилии наших законодателей.

Не лучше ли вместо этого подумать о том, что реально тревожит наших детей, причем тревожит настолько, что они порой оказываются буквально на грани жизни и смерти. Помните, сколько было историй о подростках, которые оказались жертвами манипуляторов, склоняющих их к суициду? Вот о чем нам надо беспокоиться – о том, как сформировать у ребенка устойчивое мировоззрение, увести его из-под опасного влияния. Но сделать это подобными посконными методами, как мне кажется, невозможно.

Что касается запрета на гаджеты, то он оправдан лишь в определенных ситуациях. К примеру, на время экзамена, когда школьник должен оставаться один на один с экзаменатором для того, чтобы показать ему объективный уровень своих знаний. В таких ситуациях, как правило, просто устанавливаются «глушилки» Сети. Конечно, полностью изолироваться при этом невозможно – всегда найдутся приемы и против «глушилок». Но на то и существует экзаменатор, его педагогический опыт и такие формы проявления этого опыта, как дополнительные вопросы и тому подобное. Для опытного педагога не останется тайной, насколько хорошо ученик знает материал и прибегал ли он к списыванию.

В общем, полностью оградить школьников от современных технологий – мобильного телефона, интернета, компьютерных игр – невозможно. Плюс к этому, родители отнесутся к этому негативно – они увидят в этом ограничение права своих детей на свободный доступ к информации. И я считаю, что педагоги должны не избавляться от гаджетов, а конкурировать с ними – быть альтернативными источниками информации, быть интереснее, креативнее. Конечно, это непросто и требует коренного изменения всей образовательной системы, но только тогда, когда школьник будет слушать учителя с открытым ртом, можно говорить об успехе обучения. Иными словами, не надо превращать школу в казарму. В школе основной фигурой должен быть не охранник, а учитель. Конечно, это предъявляет дополнительные требования к качеству их подготовки, но, тем не менее, без этого нельзя обойтись.

 

Павел Плотников

Павел Плотников

Оставить комментарий