Росздравнадзор в ходе проверки 540 российских клиник пластической хирургии выявил 816 нарушений в 362 учреждениях. Завершить комплекс мероприятий полностью и посетить еще 717 планируется до 1 февраля. Мы решили выяснить, насколько качественны услуги, предоставляемые саратовскими профильными клиниками, и главное, остается ли пластическая хирургия востребованной в условиях тотального обнищания горожан.
По словам заместителя начальника управления организации государственного контроля качества оказания медпомощи Росздравнадзора Никиты Матицына, основные нарушения - отсутствие круглосуточного наблюдения за пациентами, хирургической бригады в требуемом составе, кабинета хирурга при амбулаторном приеме и медицинского оборудования для реанимационных мероприятий, предоставление медицинских услуг без лицензии.
Напомним, что проведение массовых проверок клиник по пластической хирургии 1 июня инициировала вице-премьер Татьяна Голикова. Ее внимание привлекла серия смертей в подобных учреждениях, произошедшая за первые несколько месяцев текущего года. Сразу после этого, в связи с невозможностью выполнения новых требований они начали массово терять лицензии по всей стране, в том числе и в Саратове.
Важно отметить, что в настоящее время 903 российские клиники пластической хирургии из 1257 имеют негосударственную форму собственности. И если уж в Москве надзорные органы выявляют в них нарушения на регулярной основе, то насколько безопасно обращаться за эстетическими вмешательствами к местным частникам? "SaratovNews" решил разобраться в ситуации вместе с медицинским журналистом, работником здравоохранения (6-я горбольница) Викторией Федоровой:
- Действительно, у нас так сложилось, что за красотой человек идет в частные клиники, а в государственные обращается тогда, когда со здоровьем возникают проблемы жизненной важности. В частной клинике и оборудование самое новое – на технологическую оснастку их владельцы тратят немалые средства, и народу здесь меньше – все по записи, никаких очередей. Но при этом следует помнить, что врачи-то тут - те же самые хирурги, что и в государственной клинике. Во-первых, медработников у нас, как вы знаете, не хватает, так что многие работают сразу в нескольких местах. Во-вторых, частная клиника предоставляет специалисту возможность набираться опыта, оттачивать его, да и денежный фактор имеет большое значение.
В общем, понятно, зачем в частную клинику приходит врач. Теперь разберемся с пациентом – что его приводит туда. Вот приходит он в частную клинику и видит – все чисто, все богато, бахилы бесплатные, персонал улыбчивый, а уж цены… Наверное, думает человек, за такие-то деньги тут будут и суперобслуживание, и суперврачи. Но врачи тут, мы уже выяснили, те же самые, только разрекламированные (у нас почему-то считается, что государственная медицина в рекламе не нуждается). Тут все к услугам пациента – и сайт, и отзывы о врачах, и фото знаменитостей по стенам. Но отзывы можно подкорректировать – хорошие написать самому, плохие вообще удалить, а гарантий-то все равно никто никаких не даст. И как тут узнать, какая клиника и какой врач самые лучшие?
В частной клинике, как и в государственной, в любой момент что-то может пойти не так – все-таки у каждого индивидуальная реакция организма, разный тургор кожи, разный иммунитет, разная заживляемость и так далее. А частные клиники, в отличие от государственных, по большей части не имеют такого жизненно важного отделения, как реанимационное – оно считается очень затратным, и на его организации чаще всего пытаются сэкономить. Так что в непредвиденных случаях частные клиники не могут оказать пациенту экстренную помощь, провести реанимационные мероприятия. А пластическая хирургия, между тем, - это именно хирургия, то есть операционные вмешательства, со всеми вытекающими последствиями.
К тому же проведение пластических операций в частных клиниках – сфера очень закрытая. Сотрудники этих клиник не очень любят делиться подробностями. В частности, теми, о которых я уже сказала. С одной стороны, в клинике никто не спешить рассказывать о том, что, на непредвиденный случай, у них существует в лучшем случае только договоренность с приходящим врачом-реаниматологом, чтобы он был на подхвате. С другой стороны, мало какая женщина захочет публично признаться, что ее красота – не от природы, а от уколов или от скальпеля, так что если даже что-то пошло не так, пациент тридцать три раза подумает, стоит ли ему затевать скандал и судебные разбирательства, чтобы о сути их узнал весь мир. В результате о большинстве случаев "чего-то не так" никто ничего не знает – тут и клиника идет на попятный, возвращая деньги и исправляя дело за свой счет, и пациент не выносит сор из избы.
В общем, я полагаю, что надзорные органы в настоящее время ведут правильную политику по ужесточению требований к частным клиникам. А так, саратовцы интересуются возможностями современной пластической хирургии и косметологии ничуть не меньше москвичей. И это хорошо, потому что медицина развивается, идет вперед и дает человеку все больше возможностей улучшить свой внешний вид, вернуть молодость и красоту. Это правильно, и это естественно, к тому же в нашей широте имеются технологии, а также опытные кадры, и было бы глупо не использовать все это. Но использовать надо, что называется, с открытыми глазами – при полной информированности о всех возможностях и о всех рисках. Включайте голову и интуицию, присматривайтесь лучше к врачам и… умейте вовремя остановиться.
Павел Плотников