Главная / Издания / Саратовские восемь ярдов

Саратовские восемь ярдов

Саратовские восемь ярдов
02 ноября 2018

Ольга Копшева

Saratovnews

Сначала министры саратовского правительства сделали дурачка из губернатора Валерия Радаева. А через несколько дней собираются обмануть федеральное министерство финансов.

Дороги или указы президента

Помните, как губернатор Валерий Радаев рассказывал по телевизору про то, что на дороге в этом году будет потрачено 10 миллиардов рублей? По его лицу было видно, что он искренне верит в эту огромную цифру. Но уже тогда в министерстве финансов точно знали – 10 миллиардов в дорожном фонде не будет! В самом лучшем случае можно рассчитывать на восемь. Почему же про виртуальность двух с лишним миллиардов рублей не предупредили Валерия Васильевича? И позволили ему выглядеть обманщиком?

Версий может быть несколько. Или боялись расстроить. Или не смогли объяснить все сложности.

Эти нарисованные на бумаге миллиарды возникли из-за изменений в Бюджетном кодексе РФ. В этом документе расписаны источники финансирования региональных дорожных фондов. Главные среди них – акцизы на нефтепродукты и транспортный налог. И тот, и другой источник находит своё отражение в бюджетной росписи. Но часто так случалось, что губернаторы из-за недостатка денег на проведение в жизнь указов президента 2012 года жертвовали деньгами, предназначенными дорожным фондам, ради повышения зарплат бюджетникам, например. Но при проверке бюджета вышестоящим минфином это отвлечение средств не по адресу было видно как на ладони. Потому что вот они акцизы и транспортный налог, а вот объём регионального дорожного фонда. И всё бы было ничего – в конце концов, в федеральном минфине тоже не живодёры сидят и про стесненность в средствах у региональных властей знают. Но уж больно громко губернаторы начали плакаться, что им денег на ремонт дорог не хватает. "Да вы сначала используйте то, что у вас есть!", - решили в минфине и внесли поправочку в Бюджетный кодекс РФ, предписывающую доложить в каждом следующем году то, что губернаторы "укроили" в предыдущем.

В 2017 году в Саратовской области такая разница равнялась 2,3 миллиарда рублей. По закону её и завели в бюджет. Но для того, чтобы эти циферки превратились в полновесные рубли, на эту сумму требовалось собрать дополнительные доходы в бюджет. Допдоходов в Саратовской области не случилось. Плановые-то цифры не выполняются. И вот на ближайшем заседании Саратовской областной думы, во вторник депутаты проголосуют за уменьшение доходов дорожного фонда на 2, 3 миллиарда рублей.

Скорее всего, под этот шаг подложат правдоподобную версию о том, что собрали меньше, чем планировали акцизов или транспортного налога. Но обёртка, в которую завернут бюджетную манипуляцию, всё равно не изменит факта. Исполнительная власть обманет жителей области. А депутаты этот обман поддержат, уговоренные объяснениями о том, что иначе бюджет начнёт расползаться по швам.

Режим экономии не для всех

Сбалансированность бюджета – дело святое и правильное. Но когда его выравнивают за счёт отказа людям в километрах отремонтированных дорог, не отказывая самим себе в роскошных покупках, святость и правильность начинает припахивать цинизмом.

Оптовая закупка иномарок для членов правительства уже обошлась областной казне в этом году в 30 миллионов рублей. Но в ноябре планируется прикупить ещё  "минивэн Peugeot Traveller, начальная (максимальная) цена которого составляет 2 миллиона 499 тысяч 666,67 рубля" и "Mercedes-Benz Sprinter за 2 миллиона 499 тысяч 333,33 рубля".  Иномарки должны быть примерно укомплектованы, вплоть до подогрева передних сидений.

На хорошем транспорте дорожные ямы попа чувствует, конечно, слабее. Но чиновничьих-то поп пока всё равно ещё меньше, чем простолюдных. И большинство недовольно меньшинством.

«У всех было понимание, что это не будет исполнено, - убеждал на заседании комитета по бюджету депутатов Саратовской областной думы его председатель Владимир Капкаев. - Деньги эти в бюджете не появятся, какой смысл нам тащить эти 10 миллиардов? Поэтому предложено урезать».

Хорошо хоть, депутат Леонид Писной для чистоты отношений всё же проговорил, что эти деньги  «мы из дорожного фонда взяли в долг», и вот решили не возвращать.

Нам ещё два месяца промолчать, а потом можно и требовать

Деньги в региональный дорожный фонд приходят ещё и из федерального центра. В 2018 году нам подбросили аж 1,7 миллиарда рублей. В следующем году есть надежда, что дадут даже больше.

При этом на следующий год ждут роста акцизов. А ещё наконец-то губернатор Радаев распорядился отправлять в дорожный фонд штрафы за нарушения правил дорожного движения. Более чем в 40 регионах ими дорожные фонды подпитывают уже не первый год, ну а у нас как-то рука не поднималась это сделать. Так чтолько собственных доходов мы планируем набрать на ремонт и содержание дорог восемь миллиардов рублей.

Про ожидаемую федеральную помощь ранней весной немножко обнадёжил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он вспомнил, что всего несколько лет назад в Саратовской области расходы на дорожное строительство составляли порядка 2,5 миллиарда рублей. А сейчас из восьми миллиардов будущего года мы ещё должны вычесть расходы на содержание дороги "Саратов-Озинки", которая стала федеральной. Её содержание обходилось областному фонду в 400 миллионов рублей в год. Но теперь эти деньги станут заботой федерального дорожного фонда. А сэкономленные таким образом сотни миллионов рублей "можно перенаправить на строительство и ремонт дорог в городах, селах, строить межгородские дороги, межрайонные, которых у нас практически нет".

По словам Вячеслава Володина, на будущий год уже можно совершенно спокойно требовать от региональной власти качественные дороги.

Ольга Копшева

Оставить комментарий