Главная / Издания / Дела бюджетные, дорожные, сельские

Дела бюджетные, дорожные, сельские

Дела бюджетные, дорожные, сельские
29 декабря 2018

Ольга Копшева

Saratovnews

"О родине нужно говорить хорошо", - сказал в ноябре губернатор Валерий Радаев. Потом, правда, зачем-то добавил: "или никак". То есть не ругать, молчать о плохом. Подумав над заветом губернатора, мы решили не мешать кислое с пресным. И подвести итоги 2018 года два раза. Так и быть – сначала поговорим о хорошем.

Остатки команды Валерия Радаева уходят в новый год удовлетворенные…

 

…размером государственного долга

Были годы, когда размер государственного долга Саратовской области подпирал  разрешенный Бюджетным кодексом потолок. На исходе 2018-го долг выглядит вполне благопристойно. Это отмечает даже рейтинговое агентство «Эксперт РА».  25 декабря оно приписало к рейтингу кредитоспособности нашего региона плюсик. И если раньше Саратовская область маркировалась значением ВВВ, то теперь мы перешли на уровень BBВ+.

Такие плюсики просто так не дают. Мы свой получили за "высокую сбалансированность бюджета" и "сохранение позитивной динамики долговых показателей". Аналитики агентства отметили, что региональная власть правильно оптимизирует структуру долга: вовремя перекредитовывалась, чтобы снизить ставки привлеченных банковских заимствований, находила в доходной части своего бюджета деньги, чтобы возвращать взятые взаймы из федерального бюджета. Итогом этих усилий стало снижение госдолга области почти на 1,5 миллиарда рублей. В наступающем году кредитное бремя будет чуть легче – из-за того, что гасить предстоит в основном только проценты по сбербанковским займам.

 

…доходной частью бюджета

25 процентов от общей суммы доходов в бюджет приносят всего несколько компаний, главные из которых - Газпром, Росэнергоатом, Северсталь, МРСК Волги. Слава богу, они стабильно работали, несмотря на продолжающееся замедление российской экономики.

 Основными источниками доходов областного бюджета уже много лет являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. По каждому из них плановые цифры оказались перевыполнены.

А ещё правительство области к концу года побаловали деньгами из федерального бюджета. Обычно средства вниз по финансовой вертикали спускаются на конкретные цели. Но декабрьский транш в 2,5 миллиарда рублей разрешено тратить по собственному усмотрению.

Особой гордостью команды Радаева стал образовавшийся профицит бюджета. Раньше областному минфину удавалось в лучшем случае сводить доходы с расходами бездефицитно. Но надо понимать, что профицит у нас скорее на бумаге. Он не потому случился, что деньги не на что потратить. Просто расходные статьи в бюджетной росписи изначально были минимально возможными. Теперь, когда над этой минимальной раскладкой образовались доходные излишки, будут думать, на что их потратить. Скорее всего, этими деньгами погасят часть госдолга. Но всё равно отчитываться о бюджете, который вырос на 10,5% по сравнению с 2017 годом, министру финансов Станиславу Кошелеву безусловно приятно.

 

…и расходной тоже

Подводя предварительные итоги 2018 года, Станислав Кошелев рассказал журналистам, что власти удалось сохранить весь перечень действующих мер социальной поддержки населения.

Работникам бюджетной сферы смогли повысить заработную плату. На прибавку истратили более четырёх миллиардов рублей. Всего же на оплату труда бюджетников в 2018 году отдано почти 38 миллиардов. И опять же и правительство области, и губернатор Валерий Радаев могут с удовлетворением записать себе в актив, что целевые ориентиры по выполнению «майских» указов президента в 2018 году они снова выполнили.

 

Урожай 2018 года

Урожай 2018 года не был выдающимся. Необыкновенными оказались темпы роста сельскохозяйственного экспорта в ближнее и дальнее зарубежье. Только за 10 месяцев 2018 года вывезено 1,7 миллиона тонн зерна. Это в три раза больше, чем за 10 месяцев 2017 года.

По данным минсельхоза области, саратовскую пшеницу в этом году продавали в Азербайджан, Грецию, Грузию, Египет, Индонезию, Латвию, Румынию, Танзанию и Турцию. Ещё почти миллион тонн зерна отгружены в другие российские регионы.

По словам губернатора Валерия Радаева, нынешней осенью сельхозпроизводители "пошли на рекорд  по клину озимых культур", засеяв 1 миллион 200 тысяч гектаров, из которых 1,1 миллиона – пшеница. "Мы же ведь неслучайно строим сеть зерновых хабов в регионе", - погордился губернатор, с удовлетворением отметив, что состояние озимых хорошее и есть надежда на высокий урожай 2019 года.

 

Строили, строили и почти построили

Новый мост в Перелюбском районе, зерновой хаб в Пугачевском, новые школы, детские сады, физкультурные комплексы, музейный комплекс «Россия – Моя история" – мелочь в сравнении с 70-процентной готовностью нового аэропорта в Сабуровке. И пускай всё время что-то не так получается с лётным полем, но главное – к нему уже построена дорога. И уже ясно, что этот мучительный долгострой, в осуществление которого мало кто верил – не бросят и доведут до конца. Так что Валерий Радаев может остаться в памяти народной губернатором, украсившим Саратовскую область этим капитальным строением. Обидно будет, если его снимут с работы раньше этого прекрасного момента.

 

Минус две трассы

Знаменательным событием можно назвать и передачу в собственность Российской Федерации трассы «Саратов–Тамбов». Это означает, что теперь ни на её содержание, ни на ремонт не придётся тратить областные деньги. В правительстве Саратовской области утверждают, что протолкнуть решение удалось при поддержке спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Дорога «Саратов –Тамбов» идёт на Москву. И она много лет была в таком непотребном состоянии, что автомобилисты совершенно справедливо кляли саратовские власти. Но чтобы восстановить её требовалось найти в бюджете четыре миллиарда рублей. И ещё 400 миллионов тратить ежегодно на то, чтобы поддерживать очень востребованную дорогу в порядку. Теперь, когда эти деньги придут из Москвы, жителям Татищевского, Аткарского, Екатериновского и Ртищевского районов Саратовской области  перепадёт кусочек счастья.

В этом году федеральные деньги уже начали вкладывать в ремонт трассы «Саратов–Озинки». В федеральную собственность её передали в 2016 году. Пока сделано 100 километров. Все ремонтные работы обещано провести за пять лет.

Губернатор Валерий Радаев торжественно обещал, что избавившись от тяжелого груза этих двух магистралей, правительство области сэкономит минимум 500 млн рублей в год. На эти деньги можно будет подлатать межмуниципальные дороги, подъезды к райцентрам и отдаленным селам, маршруты школьных автобусов. Депутат Госдумы Николай Панков уже предупредил, что теперь областным чиновникам не придётся "как раньше, за сердце хвататься и говорить, что денег нет".

Ольга Копшева

Метки: итоги 2018 года Саратовская область, экономика Саратовской области

Оставить комментарий